Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Константинов Алеко

— даровитый болгарский писатель. Род. в 1863 г.; учился в Габровской гимназии, где стал писать стихи, затем на юридическом факультете Новороссийского университета. Его юмористическая поэма: "Песен за Племевь-Теня и Слобод Маджара" (изд. 1882) написана в подражание народным песням; в ней фигурирует добрая для славян "матушка" Россия и злая "тетка" Австрия. В 1885 г. К. назначен членом окружного суда в Софии, затем прокурором того же суда и помощником прокурора софийской палаты. Лишившись места, К. обратился к литературе, и переводы с русск. и франц. составляли для него единственный источник пропитания. С 1889 г. стали появляться в журналах самостоятельные его произведения; тогда же он занялся адвокатурой. Путешествия дали ему материал для лучшей его сатиры: "Бай Ганю", где описываются приключения и впечатления простака-болгарина, узкого политикана. На короткое время К. занял место члена судебной палаты, но лишился его (1892) во время правления Стамбулова, без объяснения причин. Стамбуловщина давала богатый материал для политических фельетонов К., помещавшихся с 189 4 г. в "Знаме" и "Млада България". Демократ по убеждению, сатирик по природе, подвижный по темпераменту и европеец по образованию, К. был одним из самых сильных врагов всякого насилия. 11 мая 1897 г. К. смертельно ранен; на месте убийства поставлен памятник с надписью: "Путник, передай грядущему поколению, что здесь пал, убитый наемным убийцей, поэт-писатель Алеко К.". Значение К. для болгарской литературы и общественности сравнивают с значением Щедрина для России. Первые его политические фельетоны сразу обратили на себя внимание болгарского общества; "Бай-Ганю" сделалось нарицательным именем специфического болгарского мракобесия ("бай-ганьовците", "байганьовщина"). Лучшие из фельетонов К. — "Торжеството на Велзевула", "Молитвато на Велзевула", "Угасете свещите!", "Що значи "народ ликува", "И сега биятъ, брате мой", "Херостратъ", "Приятелски писма", "Разни хора — разни идеали". Некоторые из них — пародии на корреспонденции из Болгарии в русских газетах — написаны по-русски в виде писем Хлестакова к возлюбленной ("Торжествующая Болгария", "Смерть оппозиции", "Материалы для изучения Болгарии"). К. принадлежит также ряд очерков и рассказов: "Един неочакванъ годежъ", "От много умъ", "Пази Боже слепо, да прогледа", "Tempi passati", "Дружество", "Въздржание", "Иди му се надевай" и др.; они написаны живо, преимущественно в виде диалогов, с общественным элементом на первом плане, со слабой психологией героев и моментов. Путевые очерки К.: "До Чикаго и назад" ("Български Преглед", 1894) свидетельствуют о наблюдательности и вкусе автора. Единственное драматическое произведение К. — "На свободна почва", комедия из народной жизни (1886) — не было напечатано автором. Это не более как опыт, довольно слабый и в литературном, и сценическом отношении. "Съчинения на Алеко К." (София, 1901 и 1903) изданы с предисловием и примечаниями Пенчо Славейкова.

См. И. Савов, "А. К." ("Българска Сбирка", 1904, стр. 636); П. Славейков, "А. К." ("Мисль", 1901, кн. III, V — VI); М. Увалив, "А. К. (биография)" (Пловдив, 1900); "Календарче А. К. за год 1904" (София, 1904).

А. B. Яц.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна