Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Каррьер

Мориц (Carriè re) — немецкий философ и эстетик, род. в 1817 г.; проф. сначала в Гиссене, потом в Мюнхене. Как философ, К. был сначала гегельянцем, потом отдалился от Гегеля, желая "преодолеть как пантеизм, так и деизм, признанием личности и бесконечности нераздельного с миром и самосознающего Бога". В эстетике, в которой К. наиболее отдалился от своего учителя, он старался "выдвинуть значение индивидуальности и чувственности в противоположность всеобщности мысли". Гегельянцем еще отчасти выступает он в "Vom Geist. F ü r Franz Baader" (1841) и "Die Religion in ihrem Begriff, ihrer weltgeschichtlichen Entwickelung und Vollendung" (1841). В "Philosophische Weltanschauung der Reformationszeit" К. излагает переход от схоластики к Картезию и учение Джордано Бруно, Кампанеллы и Бёме. Мысли о божестве, высказанные в этом сочинении, развиты далее в "Religi öse Reden und Betrachtungen fü r das deutsche Volk" (Лпц., 1856). За книгой "Die Poesie, ihr Wesen und ihre Formen" (1854) последовала "Aesthetik" (1859, 1873 и 1885). Превосходный труд "Die Kunst im Zusammenhang der Kulturentwickelung und die Ideale der Menschheit" (Лпц., 1863-73, 1877-86; русский перевод: "Искусство в связи с общим развитием культуры" [Перевод первой части 3-го тома, посвященной христианству, послужил поводом к судебному процессу; переводчик (Е. Ф. Корш) обвинялся в непредставлении книги на рассмотрение духовной цензуры. Московская судебная палата в феврале 1874 г. определила передать на рассмотрение духовной цензуры лишь некоторые, сравнительно немногие места книги.], М. 1874) соединяет глубину философской мысли с историческою правдою. Политическим исповеданием веры К. была характеристика Кромвеля в "Histor. Taschenbuch" (1851). Взгляд свой на жизнь К. выразил в книге "Die sittliche Weltordnung" (Лпц., 1877-1891), в которой он старается отдать должное как механизму природы и необходимости его, так и свободе духа, и установить принципы бытия и сознания на основании достоверных результатов экспериментальных наук. В связи с этой книгою находится "Jesus Christus und die Wissenschaft der Gegenwart" (Лейпциг, 1889). Написал еще "Der K ö lner Dom als freie deutsche Kirche" (Штутгарт, 1843); "Ab ä lard und Heloise" (Гисс., 1844); "Agnes. Liebeslieder und Gedankenrichtungen" (Лпц., 1883); "Lebensbilder" (1890). Его "Gesammelte Werke" выходит с 1886 г. (Лпц.).








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна