Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Зона в музыке, область, в пределах которой могут меняться физические количественные характеристики звука (частота колебаний, состав, интенсивность, продолжительность звука) без изменения при восприятии его качества как данного звука. В частности, каждой ступени музыкального звукоряда (до, до-диез, ре и т.д.) соответствует не одна частота, как в математически выраженном строе, а целая область близко расположенных частот (например, звук ля первой октавы может иметь не только 440 колебаний в секунду, но любое число колебаний в пределах примерно от 435 до 445). Такие области частот называются звуковысотными зонами. Теория зонной природы звуковысотного слуха открыла новые возможности для изучения интерпретации музыкальных произведений вокалистами и исполнителями на инструментах, допускающих свободу интонирования (скрипка и инструменты её семейства и др.). З. наблюдаются и в области темпа, ритма, тембра, динам ики. Учение о З. разработано советским музыкальным акустиком Н. А. Гарбузовым в 1940—50-х гг.

 

  Лит.: Гарбузов Н. А., Зонная природа звуковысотного слуха, М. — Л., 1948; его же. Зонная природа темпа и ритма, М., 1950; его же, Зонная природа динамического слуха. М., 1955; его же. Зонная природа тембрового слуха, М., 1956.

  Ю. Н. Раис.

 








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна