Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Каллимах, поэт

(Καλλίμαχος) из рода Баттиадов, уроженец Кирены (около 310-235 г. до Р. Х.), преемник Зенодота по управлению Александрийской библиотекой и ближайший предшественник Эратосфена, знаменитый поэт, критик и полигистор александрийского периода. Призванный в Александрию Птолемеем Филадельфом, К. оставался там и при Эвергете до самой смерти. В рядах учеников К., "каллимаховцев", числятся Эратосфен, Аристофан из Византии, Аполлоний Родосский, впоследствии Нонн, Григорий Назианзский; авторитетом учителя и высокого образца пользовался К. и в республиканском, и в императорском Риме. Овидий, Проперций, особенно Катулл подражали К. и прославляли его. Квинтилиан называл К. "царем элегии", Марциал отводил ему первое место среди эпиграмматистов; подражал ему и Вергилий. Однако Овидий о К. сказал: "ingeni non valet, arte valet". В древности К. приписывалось больше 80 0 сочинений, стихотворных и прозаических, на всевозможные темы, обыкновенно небольших по объему; от К. сохранилась поговорка: "чем больше книга, тем хуже" (μεγα βιβλίον ϊσον τώ μεγαλω κακω). К. дал образцы александрийской поэзии эпической, лирической, драматической и был родоначальником романа или эротической элегии; из прозаических его сочинений наибольшую важность имели "Таблицы", первый опыт истории литературы. Славу поэта К. стяжал себе больше всего сборником элегий в 4 книгах, носившим общее имя "Причин " (Άιτία): здесь в стихотворных рассказах предлагались ответы на вопросы о происхождении тех или других имен, обрядов, обычаев, учреждений и т. д., причем вплетались занимательные истории эротического характера. Вопросы были в таком роде: "Почему на Делосе употреблялись для свадебных празднеств кидонские яблоки?", "Почему победители на истмийских играх украшались венком из петрушки, а не сосновым?" и т. п. Из любовных историй, входивших в этот сборник, наибольшей известностью пользовалась история Аконтия и Кидиппы, рассказанная потом Овидием (epist. 20, 21) и изложенная в прозе Аристенетом в VI в. по Р. Х. Она послужила образцом романических повестей о Левкиппе и Клитофонте, Гере и Леандре и т. п. К числу элегий относился и "Локон Вереники", повторенный Овидием в элегии "De coma Berenices". Вереника, супруга царя Эвергета, посвятила Афродите локон своих волос. Локон исчез, а придворный астроном объяснил, что видел локон царицы на небе, в образе созвездия. Техника эротической элегии выработана была К. вполне. Большими достоинствами отличались эпиграммы К. на самые разнородные темы; наиболее многочисленны надгробные эпиграммы, немало эротических, были также посвятительные, хвалебные, насмешливые. До нас дошли, через палатинскую антологию, 64 эпиграммы. Целиком сохранились все 6 гимнов К.; пять из них написаны гекзаметром по-ионийски, один — элегическим стихом, на дорийском наречии. Гимны составлялись на случай и имели отношение к личностям и событиям александрийского двора. Они содержат множество сведений о культах различных божеств, о разных местностях. Быль и басня, старина и современность, простота и вычурность, эпос и лирика совмещены в гимнах К. Потеряны его поэма "Hecale" и элегия "Ибис" (сатира на ученика его и злейшего литературного врага, Аполлония; подражание ей — "Ibis" Овидия). Если искренность, воодушевление и поэтическое дарование и не были чужды К., то главное значение его — все-таки в разработке технической стороны поэзии, в выяснении на практике внешних приемов и средств поэтического творчества независимо от народности поэта, от содержания произведения, от разнородных интересов, преследуемых поэтом в своей личной и общественной жизни. Александрийская школа была мастерскою космополитической поэзии; главою школы был К. Эротические мотивы и темы заняли впервые видное место в поэзии. Рядом с эротикой утвердилась ученость. Старание угодить царственному покровителю и возвеличить его двор уживалось в К. с наклонностью вносить в поэзию понятия и язык простолюдина, изображать его обстановку и свойственные его состоянию заботы и радости. В стихотворную форму эпиграммы облекал иногда К. и названия сочинений прежних авторов, собранных в александрийской библиотеке в громадном количестве. Плодом занятий его классическими писателями были многие сочинения историко-литературного содержания; важнейшим из них (в прозе) были его "Списки" (πίνακες) светил всех видов литературы, поэтов и прозаиков. Имена писателей, сопровождаемые краткими заметками, биографическими и литературно-критическими, располагались в "Списках" в систематическом порядке, по отделам. Это — древнейший опыт истории греческой литературы. Последующие александрийцы дополняли и исправляли "Списки" К.; продолжателями его были и некоторые грамматики пергамской школы. Рус. пер. гимнов К. сделан И. Мартыновым (СПб., 1823). См. Schneider, "Callimachea" (Л. 1870-73), а также литературу, указ. в (см.).

Ф. M-ко.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна