Каданс *
или каденция (cadenza
— итал., cadence — франц.,
Schlussfall, Tonschluss — нем.) —
остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением известных
ритмических и гармонических правил, в конце музыкальной мысли. Гармонические К.
применяются как в мажоре, так и миноре и состоят из аккордов главных ступеней
лада, из которых последний ставится на сильном времени такта. К. бывают
следующие: а) полные (аутентические); состоят из аккордов пятой и первой
ступеней. Полный К. называется совершенным, если оба аккорда не обращены и
последний имеет положение октавы; в противном случае К. называется
несовершенным. б) Неполный, или церковный (плагальный, или плагиальный) К.
состоит из аккордов четвертой и первой ступеней. в) Половинный К., или
полукаданс, состоит из аккордов первой и пятой ступеней. Аккорд первой может
быть заменен аккордом второй или четвертой ступеней. Последование аккордов
первой и четвертой ступеней тоже считается половинным К. г) Ложный или
прерванный К. (Trugschluss, Cadenza d'inganno, Cadenza sfuggiata, Cadence
rompue, Clausula falsa) состоит из
аккордов пятой и шестой ступеней. д) Сложный или распространенный К. состоит из
соединения двух К.; церковного и полного.
Более простой вид распространенного К. состоит из последования аккордов
первой, четвертой, пятой и первой ступеней, причем аккорд первой применяется в
необращенном виде. Кроме распространенного К., есть еще и другие, также
заключающие в себе четыре аккорда и получившие названия от старинных церковных
ладов:
1) ионийский К. в мажоре, состоящий из гармонизации верхнего восходящего
тетрахорда мажорной гаммы. Гармонизация состоит из аккордов первой, четвертой,
седьмой (секстаккорд уменьшенного трезвучия) и первой ступеней.
2) Ионийский К. в миноре, состоящий из подобной же гармонизации верхнего
восходящего тетрахорда минорной гаммы.
3) Фригийский К. в миноре, состоящий из гармонизации нижнего нисходящего
тетрахорда фригийской гаммы, т. е. гаммы ми без знаков. Он применяется в
неискусственной гамме ля без знаков. Гармонизация состоит из аккордов
первой, или шестой, третьей, четвертой, пятой ступеней. Этот К. применяется в
качестве половинного К.
4) Подобие фригийского К. применяется в мажоре. Оно состоит из гармонизации
верхнего нисходящего тетрахорда мажорной гаммы аккордами первой, третьей,
четвертой к пятой ступеней.
К., имеющие тоническое трезвучие в конце (полный, неполный, распространенный,
ионийский), называются окончательными, другие же (половинный, прерванный,
фригийский) — неокончательными. К разряду К. относится и органный пункт. К. —
музыкальные знаки препинания: распространенный К. можно признать соответствующим
точке, полный — точке с запятой, неполный — запятой, половинный —
вопросительному знаку, прерванный — многоточию. Над последним аккордом К.
нередко ставят фермату
.
H. Соловьев.
|