Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Елагин, Николай Васильевич

(1817-1891) — духовный писатель, цензор, уроженец Костромской губернии, учился в 1-м кадетском корпусе. Назначенный в 1848г. цензором в СПб., он даже в то крайне неблагоприятное для литературы время выдвинулся своей мелочной придирчивостью, не лишенной, впрочем, системы. Так, например, он не позволял говорить в повестях о дуэлях на том основании, что дуэли запрещены у нас законом; любовные сцены он разрешал тогда только, когда они приводили к законному браку; самоубийство не допускалось ни под каким видом, как преступление, осуждаемое церковью и караемое уголовным кодексом. С сочинениями, цензурируемыми им, Е. обращался самым нецеремонным образом, не только зачеркивая все, что не приходилось ему по вкусу, но и вставляя от себя благочестивые и "патриотические" размышления, переделывая даже содержание повестей, изменяя печальный конец рассказа в совершенно благополучный. Злодеи и преступники могли являться в рассказе, но под непременным условием — раскаяться и исправиться или же получить должное по закону возмездие. Одни только транспаранты для письма одобрялись Е. к печати без помарок. В 1857 г. Е. назначен чиновником особых поручений при главном управлении цензуры; впоследствии состоял членом-ревизором Человеколюбивого общества. Как писатель, Е. в свое время возбудил много толков двумя книгами публицистического характера: "Дух и заслуги монашества для церкви и государства" (СПб., 1874) и "Белое духовенство и его интересы", им изданными, но принадлежащими перу анонимного автора, с воззрениями которого Е. объявил себя вполне солидарным. Монашество для автора является высшей ступенью нравственного совершенства. Второе сочинение в духовной литературе было встречено как "пасквиль" и "хула" на духовенство. Под своим именем Елагин напечатал: "Очерк жизни князя П. А. Ширинского-Шихматова" (СПб., 1865); "Жизнь княгини Орловой-Чесменской" (СПб., 1853); "Письма о христианской жизни" (СПб., 1858); "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всея России" (СПб., 1871 — для народного чтения; такое же сочинение, более пространное, издано им раньше анонимно, 2 изд., 1862); "Земная жизнь Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа" (СПб., 1871 — для народного чтения), "Белевская вивлиофика. Собрание памятников об истории Белева и Белевского уезда" (М., 1858); "Первые христианские мученики в Литве" ("Ж. М. Н. Пр.", ч. XXXVIII); "Сравнение древних грамот и актов городов Вильно, Трок, Ковно и проч." (там же, ч. XXXIX); "Фрески XI в., открытые в Киево-Софийском соборе" (там же, ч. XLI) и др. Ему же приписывают изданные за границей: "Русское духовенство" (Берлин, 1859) и "Искандер-Герцен" (Берлин, 1859).








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна