Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Жакоб (Jacob) Макс (11.7.1876, Кемпер, департамент Финистер, — 5.3.1944, концлагерь Драней), французский писатель. Начал печататься в 1903. Сблизившись с Г. Аполлинером, П. Пикассо, Ж. Браком, выступал в 1900-е — начале 1910-x гг. как один из поборников «кубистической поэзии» и вдохновителей кубизма в живописи. Его книга «Поэтическое искусство» (1922), утверждающая иррационализм, отказ от сюжета, его стихи с религиозными мотивами, фантастически-неясными образами-«мифами», построенные на аллитерациях и каламбурах, временами переходящих в бессмыслицу («Центральная лаборатория», 1921, «Кающиеся в розовых трико», 1925, и др.), оказали влияние на сюрреалистов (см. Сюрреализм ). Для романов Ж. («Филибют или золотые часы», 1922, «Участок Бушабаль», 1923), своеобразных по жанру произведений, в которых смешиваются стихи и проза («Святой Маторель», 1909, «Оправдание Тартюфа...», 1919), характерно переплетение фантастики и гротескно изображенной буржуазной реальности. Ж. умер в лагере, куда был заключён немецкими фашистами как еврей («Письма к Салакру», опубл. 1957).

 

  Соч.: Derniers poèmes en vers et en prose, P., [1961]; в рус. пер. — [Стихи], в кн.: Я пишу твое имя. Свобода, М., 1968.

 

  Лит.: История французской литературы, т. 3. М., 1959; «Europe». 1958, avr. — mai, № 348—49 (№ посвящен М. Жакобу).

  О. И. Ильинская.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна