Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Дхвани (санскр., буквально — отзвук), категория средневековой индийской поэтики, согласно которой художественное наслаждение от литературных произведений достигается не образами, создаваемыми прямым значением слов, а теми ассоциациями и представлениями, которые вызываются этими образами. Первые, непосредственные образы называются «вачья» (высказанное), вторые называются «пратиямана» (подразумеваемое) и воспринимаются только теми, кто знает смысл поэзии. Теорию Д. разработал в середине 9 в. Анандавардхана. Применение Д. в сочетании с др. категориями традиционной индийской поэтики создавало крайнюю изощрённость художественной формы, исключало необходимость обращения поэтов к новым темам и сюжетам. Д. вошло и в поэтику национальных индийских литератур.

 

  Лит.: Kane Р. V., History of Sanskrit poetics, Bombay, 1951; Upadhyay В., Sanskrit alochana, Varanasa, 1957; De S. K., History of Sanskrit poetics, v. 2, Calc., 1960, p. 139—75.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна