Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna) (около 1255—1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы живописи 14 в. Стоял в стороне от новаторских исканий мастеров римской и флорентийской школ. Испытал воздействие итало-византийской живописи и французской готической миниатюры. Произведениям Д. ди Б. свойственны, однако, отдельные черты искусства Проторенессанса. Созданные художником алтарные образы с их орнаментальными золотыми фонами, звучной, изысканной цветовой гаммой («Мадонна со святыми», Национальная пинакотека, Сиена; «Мадонна Ручеллаи», 1285, Галерея Уффици, Флоренция) отличаются лиризмом, эмоциональной выразительностью утончённого линейного ритма. В главном произведении — алтарном образе сиенского собора «Маэста» (двусторонний полиптих, 1308—11, основная часть — ныне в Музее собора, Сиена) с изо бражением Мадонны в окружении святых и ангелов на лицевой стороне и сцен «страстей» Христа на оборотной стороне — Д. ди Б., не порывая окончательно со средневековыми канонами, стремится придать большую жизненность и убедительность традиционным композиционным схемам, передать пространство и объём. Существуют разные варианты реконструкции полиптиха.

 

  Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.—Л., 1939, с. 110—117; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 2, М., 1959, с. 157—165; Brandi С., Duccio, Firenze, 1951; Carli E., Duccio, Mil., 1962.

  И. Е. Данилова.

 


Дуччо ди Буонинсенья. «Мадонна Ручеллаи». 1285. Галерея Уффицы. Флоренция.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна