Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Гончарное производство

(poterie, Töpferei, pottery). — обработка через обжигание глины (см.) для превращения ее в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, т. е. керамика вообще, обнимает три главных класса производств: приготовление обычных строительных кирпичей; производство различной глиняной или каменной посуды вместе с различными более грубыми предметами украшений или заводских потребностей (каковы: огнепостоянные кирпичи, реторты, кафели, трубы и т. п.) и, наконец, приготовление фаянсовых и фарфоровых изделий, как предметов более изысканной домашней и заводской обстановки. По основным приемам между этими тремя родами производств нет существенных различий; но так как для них применяются весьма неодинаковые сорта глины и отдельные особенности приемов, то, рассматривая в отдельности производство кирпича, фаянса и фарфора (см. эти сл.), здесь мы совокупляем некоторые общие сведения, относящиеся особенно к тому роду разнообразных глиняных изделий среднего достоинства, которые известны в частности под названием гончарных. Если пуд обожженного кирпича высшего качества стоит едва несколько копеек, а пуд добротного фарфора в простейших изделиях обходится не дешевле 25 руб., то гончарные изделия, занимая середину по качеству материала и по свойству работы, представляют и средние цены. Для ознакомления с этим производством в предлагаемой статье излагается: I) краткая история предмета, II) разделение всяких глиняных изделий на роды и виды, III) заготовка сырья, IV) формовка изделий, V) обжигание их (подробности см. Глина, Кирпичное произв. и Фарфоровое производство) и VI) нанесение глазури (подр. см. Глазурь).

Δ.

I. Исторические замечания. Сперва Г. произв. было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем Г. произв. развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно: огнеупорным кирпичом, каменной посудою, черепицею, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и т. п. изделиями, изящество выделки которых перенесло его из области ремесла в область искусства под именем керамики. Приготовление горшков из глины было известно в древности, когда познакомились со свойствами глины (см.) — материала, имеющегося почти везде под рукою, удобного по своей пластичности для выделки и представляющего после обжига крепость камня. В Ветхом Завете в нескольких местах упоминается о гончарах и их изделиях. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и не имели правильной формы. Позднее встречаются уже сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного стола с кругом. Время его изобретения определяют разно, во всяком случае евреи уже знали употребление Г. стола, так как о нем говорит Иеремия (18, 3): "вступил в дом гончара, а он работал на кругу" (т. е. на Г. столе). У евреев Г. производство было настолько развито, что гончары составляли особый цех. Из народов Азии китайцы за 2000 л. до Р. X. выделывали не только глиняную посуду, но и фарфор, а это уже ясно указывает, что начало Г. производства в Китае было гораздо ранее этого времени. В изделиях Г. производства каждого народа можно до некоторой степени видеть уровень его промышленного развития. И поныне негры некоторых племен Внутр. Африки изготовляют свои горшки от руки, без правильной формы; сушат их на солнце, затем обкладывают их внутри и снаружи соломою и ею до известной степени обжигают. Совершенствуясь затем в продолжение веков, оно достигло того высокого развития, какое мы встречаем у китайцев, этрусков, греков и римлян, произведения которых заставляют нас теперь удивляться совершенству выделки и красоте форм: так, напр., изделия новейших фабрик едва могут соперничать с этрусскими вазами (см. Вазы). Г. производство во время первых 7 столетий после Р. X. находилось в Европе в совершенном упадке и только в начале VIII столетия являются проблески его возрождения. Начало ему дают мавры в Испании, и тогда же появляются изделия, покрытые глазурью. Главным предметом фабрикации у них были глазурные плиты, служащие для облицовки стен, и такие же плиты синего или бурого цвета для выстилки полов, еще теперь существующих в Гренаде, Альгамбре, Альказаре и др. Но самая высокая степень развития приходится между XIII и XV стол. В это же время получает большое развитие Г. производство в Италии, а в особенности после изобретения там непрозрачной глазури (майолики). Особенною славою пользовался художник Лука дела Робиа, произведения которого по высокой художественности ценятся весьма дорого и по настоящее время и составляют гордость Флоренции. Масса, из которой он делал свои произведения, называемая terra invetriola, состоит из очищенной Г. глины, смешанной с песком и мергелем, известка которого увеличивала способность плавления и сплотнения. Глазурь содержала окиси олова, подкрашивалась в синий цвет кобальтом, зеленый — медью, фиолетовый — марганцем. Все его изделия подвергались двойному обжигу: перед глазурованием и после покрытия их глазурью. Тосканские фабрики, узнав секрет оловянной глазури, дают начало новой отрасли Г. производства, а именно выделке фаянса. Все подобные Г. изделия сначала обжигались слабым огнем, потом покрывались белою поливою, на ней делались живописные рисунки и изделия подвергались вторично обжигу, но уже очень сильному. Из майолики выделывались не только архитектурные украшения, но и разного рода домашняя утварь, вазы, статуэтки и пр. Во Франции Г. производство начало развиваться после упадка его в Италии. Екатерина Медичи в особенности покровительствовала развитию этого производства во Франции и старалась о придании изделиям его оригинальности стиля. Стремления ее в этом направлении увенчались ycпехом. Бернар де Палисси открывает собою новую эпоху Г. производства во Франции. Этот неутомимый труженик, несмотря на все неудачи в первое время своих опытов, достиг наконец до получения в изобретенной им обжигательной печи эмалированной глиняной посуды, ни в чем не уступающей итальянской. Выделанные им изделия имеют своей характерною чертою расписанные красками барельефы голубого, желтого, серого и фиолетового цветов. Специальностью его была посуда плоская, с изображением на ней растений, раковин, насекомых, рыб и проч. Не менее замечательными мастерами этого дела были Кустод, Яков де Санлис и др. В Голландии и Германии Г. производство ограничивалось выделкою архитектурных украшений; в этом отношении отличались произведения из г. Нюренберга в смешанном готически-итальянском стиле. Немецкие и фламандские Г. изделия XVI и XVII века, известные под названием Gris, пользовались большою славою как произведения художественные, но уступали изделиям итальянским и французским. Г. производство в Англии в средние века было очень мало развито, зато в настоящее время достигло высшей степени своего развития. Во время царствования Елизаветы фламандские гончары, вследствие религиозных преследований изгнанные из своего отечества, дают начало Г. производству Англии. В начале XVIII стол. уже совершенствуется выделка изделий; но главною эпохой должно считать время появления Веджвуда, который был тем же для Англии, кем Лука дела Poбиа для Италии и де Палисси для Франции. Веджвуд в 1730 г. изобрел способ подражания яшме, базальту и усовершенствовал изделия каменные и фаянсовые. Изделия его выделывались по образцам форм древних. Способов состава глиняной массы явилось очень много, а потому и разнообразию в выделываемых предметах не было конца. У народов славянских Г. производство тоже берет свое начало со времен доисторических, обнаруживаясь в изделиях, находимых в гробницах и раскопках различной древности. Между найденными предметами встречаются: 1) урны, или пеплохранилищницы, высотою от 1 до 2 фт.; 2) горшки и жбаны с ушами и без них, а также миски в форме чашек; 3) блюда и подставки, нередко до 2 фт. в диаметре; 4) сосуды дырчатые, вероятно, кадила, и 5) игрушки детские, в форме птиц, груш и пр. Масса, употребляемая для их выделки, обыкновенно состоит из глины, находящейся на месте, смешанной с мелко истертым гранитом, от примеси которого всегда на поверхности видны блестки слюды. Способ выделки бывает различный, от самой простой, с шероховатой поверхностью, выделанной, видимо, в руках, до очень гладкой поверхности и правильной формы, которая возможна при употреблении гончарного круга. — Изображения на поверхности их встречаются очень редко, в особенности изображения человеческого лица; цвет имеют черный, а некоторые как бы были чем-то покрыты и походят на изделия из черного мрамора. Надписей не встречено нигде. Урны с пеплом, в которых попадаются бронзовые и железные предметы, следует отнести ко времени первого десятка столетий: те же урны, в которых попадаются монеты арабские, относятся к IX или X ст., т. е. упадку язычества. Г. изделия, находимые в гробах, высеченных в камнях, старше последних по крайней мере на тысячу лет. Казалось бы поэтому, что техника Г. производства конца X ст. должна была быть несравненно выше техники каменной эпохи; но в действительности разницы этой не найдено; напротив, изделия из эпохи каменной очень часто гораздо лучше, старательнее и изящнее изделий X ст.

В средние века, когда глиняная посуда заменена была оловянной, серебряной или золотой, Г. производство ограничивалось выделкою самого простого сорта ее для беднейшего класса населения. К этому времени относится начало выделки изразцов — которые выделывались в особых формах с выпуклым изображением монограмм, гербов, окрашенных в разные цвета и т. п. В архитектуре церковной гончарные глазуров. изделия начали тогда появляться, и как на редкий пример у нас можно указать на отделку внутренних стен храмов посудою наподобие жбанов, отверстиями обращенных внутрь храма. Этого рода украшения местные жители называют гласниками, как видно из самого названия, служившими для улучшения звука во время богослужения. Такими гласниками украшены стены во многих церквах Новгорода, в церквах времен Романовых и даже раньше, напр. в церкви Грузинской Божьей Матери в Москве, в архиерейском соборе в Нижнем Новгороде и в католическом храме в Коложе Гродненской губ. В XV ст. уже во Пскове и Москве выделывались архитектурные украшения (терракота) и изразцы. В особенности пользовалась славою полива на изразцах, выделываемых во Пскове и около Юрьева (Дерпта).

С конца XVIII ст., когда распространились знания о выделке славившегося в то время саксонского фарфора, начали появляться в славянских землях улучшенные выделки этого производства, кроме Чешского королевства, имеющего эту отрасль на высокой степени развития. В середине XIX ст. уже можно насчитать у нас много фабрик этого рода и с весьма солидною производительностью.

II. Роды керамических изделий. Оставляя в стороне красоту формы, изделия, изготовляемые в наше время, различаются между собою не столько степенью отделки, сколько, прежде всего, составом массы, из которой выделываются, и родом глазури, которою поливаются. Все изделия керамики в этом отношении разделяются на 2 группы: плотные и пористые.

Плотными называются такие, которые от действия высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твердую массу; в изломе они более или менее имеют вид стекла, полупрозрачны, не впитывают в себя воды и при ударе о сталь дают искры. Типом их служит фарфор (см).

Пористые, напротив, имеют всю массу, из которой сделаны, неплотную, в изломе пористую; легко ломаются; пропускают сквозь свою массу воду, если полива удалена, и своим изломом пристают к языку. Типом их служит фаянс (см). Между теми и другими есть переходы. Те и другие бывают покрыты поливою или ее не имеют. Обыкновенный кирпич есть пористое изделие без поливы и низшего качества по роду материала.

А) К плотным Г. изделиям принадлежат: 1) фарфор твердый, масса которого почти сплавлена, мелкозернистая, полупрозрачная, упруго-звонкая, однородная, твердая, не поддающаяся действию ножа, в изломе раковистая, удельный вес 2,07-2,49. Он содержит каолин, или фарфор. глину, и сверх того — полевой шпат, мел и кварц. Полива состоит из того же полевого шпата с гипсом, как и самая масса; окислы олова и свинца никогда не вводятся в состав фарфоровой глазури. Фарфор подвергается двойному обжигу: слабому до покрытия поливою и очень сильному после покрытия поливою. 2) Фарфор мягкий легче плавится, чем твердый; французский содержит массу почти стекловатую, с прозрачною свинцовою глазурью; масса английского состоит из каолина, кремнезема, гипса и костяного пепла. Полива состоит из мела, кремнезема, буры и окиси свинца, легче плавится чем сама фарфоровая масса, а потому первый обжиг, наоборот, должен быть более сильный, чем вторичный. 3) Бисквит, т. е. фарфор твердый, неглазурованный; масса такая же, как в фарфоре. 4) Париян имеет состав массы, похожий на английский, трудноплавкий, желтоватого цвета, без глазури. 5) Kappapa — средний между парияном и каменными изделиями, слабопрозрачный, белого цвета. 6) Каменные изделия состоят из плотной мелкозернистой массы, белой или окрашенной, издающей звук и по краям излома просвечивающей; они бывают ординарные и нежные (Веджвуд). Масса ординарных изделий состоит из окрашенной огнеупорной глины, песка и шамотной массы; иногда бывает без глазури; обыкновенно покрыта очень тонким слоем, образующемся от осаждения брошенной во время обжига поваренной соли. Масса нежных изделий состоит из огнеупорной глины, кварца и гипса, иногда подкрашенная и покрытая свинцовою или борною поливою.

Б) К пористым керамическим изделиям относятся: 1) Фаянс нежный — смесь огнеупорной глины с кремнеземом; покрывается прозрачною поливою, имеет основную массу непрозрачную, незвонкую. 2) Фаянс обыкновенный, называемый иногда майоликою, имеет массу красновато-желтую; после обжига глины с добавлением глинистого мергеля покрывается непрозрачною оловянною поливою. 3) Терракота, или обожженная искусственная каменная масса, состоящая из очищенной глины и обращенного в порошок гончарного боя, без глазури. Употребляется для выделки ваз, архитектурных украшений, половых лещадок и пр. 4) Изделия гончарные обыкновенные, коих масса состоит из глины и глинистого мергеля с непрозрачною свинцовою глазурью. 5) Изделия из обыкновенной и огнепостоянной глины: всякий кирпич, черепица, дренажные трубы, лещадки и пр.

III. Материалы Г. производства. Не входя специальнее в описание производства кирпича, фарфора и фаянса (см.) по отношению к обычным глиняно-гончарным изделиям, заметим, что их выделка состоит из следующих работ: составления глиняной массы, ее формования, просушки, обжигания и покрытия поливою, или глазурью (см. Глина, Глазурь). Основным материалом для выделки всяких Г. изделий служит глина. Для работ этого рода избирают по возможности чистую "горшечную" глину, обладающую должною вязкостью и таким сопротивлением жару, который отвечает назначению изделий. Хотя глина и обладает высокою степенью пластичности, тем не менее, одна не может быть употребляема на выделку Г. изделий, так как вследствие быстрого и неравномерного сжатия при обжигании изделия из нее трескаются и теряют свою форму. Недостаток этот уничтожается примесью разного рода веществ, которые уменьшают степень сжимания массы от действия огня. Вещества эти различны; так, для самых простых изделий употребляется песок, зола, древесные опилки; для лучшего рода продуктов — шамот, т. е. порошок от измельченных гончарных изделий или слабо обожженной заранее глины. Хотя приготовленная из таких веществ масса очень удобна для выделки, сушки и обжига, но так как она после обжига остается пористой и с трудом принимает глазурь, то для уничтожения сего недостатка прибавляют к массе какое-либо вещество, делающее состав легкоплавким и твердым, не принимающим воду и хорошо покрываемым глазурью. Глина, употребляемая для выделки обыкновенных Г. изделий, очень часто заключает в своем составе окислы железа, известь, щелочи, гипс и т. п. подмеси, которые, смотря по содержанию, могут быть иногда даже полезны для спекаемости массы и прочности изделий; но неизбежно необходимо, чтобы смесь была однородна и не содержала крупных зерен и частиц. Такая чистая глина редко встречается в природе, и для того, чтобы могла быть употреблена в дело, ее надо первоначально очистить и тогда уже смешать с другими веществами.

Для выделки обыкновенных Г. изделий добытая соответственных качеств глина оставляется на один или лучше на 2 года на воздухе или в воде и тогда только может быть употреблена в дело, для чего первоначально мнется в деревянных ящиках, а на фабриках — особыми машинами, при чем очищается от находящихся в ней камней. Вынутая из ящиков глина складывается в кучи, которые проволокою или ножами режутся на тонкие пластинки, еще раз очищается от видимых примесей и снова складывается в ящики, в которых переминается вторично. Для высшего сорта изделий, особенно бесцветных, масса должна состоять из составных частей, особо хорошо и отдельно очищенных и затем перемешанных. Главное условие доброкачественности массы — это ее однородность. Для очистки глина разбивается на мелкие кусочки, которые обливаются водою и после суточного лежания сбрасываются в особого рода месильные машины (фиг. 1).

Фиг. 1. Приспособление для размельчения и разминания глины.

Это деревянный ящик, в котором вращается железная ось с насаженными на нее ножами. При вращении ножи разрезывают куски глины, при чем проходящая через ящик струя воды мелкие ее части уносит с собою в особый бассейн, а крупные остаются на дне ящика. В бассейне осаждаются скорее всего грубые частицы глины, и затем жидкость пропускается во второй бассейн, где она окончательно отстаивается и отстой представляет собою вещество совершенно чистое, нежное и однородное. Теплая вода лучше разъединяет и скорее отмучивает (см. Отмучивание) глину, чем холодная. Куски кварца, полевого шпата, кремня и т. п. составные части, как тела очень твердые, первоначально накаливаются докрасна в печах и в таком виде бросаются в воду, чем увеличивается их хрупкость, а потому дается возможность измельчения их. По вынутии из воды их разбивают кулаками и измалывают на жерновах или под бегунами (см.) в порошок, который затем водою отмучивается так же, как и глина. Теперь остается полученные вещества смешать между собою как можно совершеннее. Пропорция составных частей массы определяется в каждом случае и при определенных задачах производства опытом. Перемешивание веществ производится особыми машинами, в которые всыпаются все составные части смеси и затем посредством находящихся в этих машинах ножей перемешиваются очень хорошо. Такое простое смешение, годное для выделки грубых изделий, для более тонких производится с помощью воды. Раствор, образованный из смеси составных начал с водою, не должен быть ни слишком густым, ни слишком жидким, так как в первом случае хорошее смешение будет затруднительно, а во втором — частицы оседали бы не вместе, а отдельно, сообразно своему удельному весу. Для смешения существует несколько способов. Наиболее легкий и практический следующий: для разведения водою каждого из составных веществ отдельно существуют особые резервуары, от которых проведены трубы с кранами в центральный чан. В этом чане на его стенках вбиты 3 колышка, из которых каждый обозначает высоту, до которой следует держать открытым кран из резервуара с каждою составною частью. Высота эта определяется расчетом — сообразно пропорции каждого вещества, заключающегося в массе. Когда наполнение окончено, тогда всю жидкость перемешивают старательно и затем через особый кран внизу чана выпускают в соответственный резервуар. Полученная таким образом масса, заключающая значительное количество воды, не может быть употреблена в дело ранее удаления из нее воды, для чего или 1) всю массу оставляют понемногу испаряться; или 2) массу наливают на плоские металлические сковородки и, поддерживая под ними огонь, воду выпаривают; или 3) воду удаляют посредством веществ, жадно вбирающих в себя воду, как, напр., обожженная глина, гипс и пр.; или 4) прибегают к фильтр-прессам (см. Выжимание); или 5) массу вкладывают в мешки и подвергают давлению пресса (этот способ дорогой, но непрактичный). Полученная таким образом масса еще не вполне однородна и заключает в себе много воздушных пузырьков и влажности, поэтому ее вновь перемешивают ногами и убивают трамбовкою, режут ножом на тонкие пластинки, которые складывают в кучу и вновь перерабатывают ногами.

IV. Формование ведется очень различными способами, смотря по роду изделий. а) Огнепостоянные кирпичи больших размеров делаются в формах или рамах, подобно обыкновенному кирпичу (см.), на досках, которые ставятся одна на другую правильными рядами, опираясь на поддерживающие их обыкновенные кирпичи. Лещади больших размеров делаются так: на деревянный стол кладется тонкий слой соломы (соломинки должны лежать крест-накрест, иначе образуются трещины); потом кладут раму или форму, сделанную с запасом на % усушки данной глины; наваливают внутрь ее глину и утаптывают ногами, пока не наполнится вся форма. В случае надобности добавляют глину, но не по краям формы, а всегда на середине, и по срезке ножом неровностей посыпают песком, который вместе с тем предохраняет от растрескивания. По мере усушки глины, начинают белеть углы плиты, и когда глина под пальцем не поддается, тогда снимают форму, понемногу передвигают плиту с места на место, и когда бока ее побелеют совершенно, то лещадь ставят вертикально, сырою плоскостью к какому-либо предмету, препятствующему быстрому высыханию, а не наружу. Плавильные тигли требуются одного размера, а потому выдавливаются в формах. Тигли для плавления стали приготовляются прессованием: чугунную форму (внутри отполированную) набивают глиною, а потом вбивают в середину деревянный сердечник, соответствующий внутреннему виду тигля, отчего масса уплотнится и тигли получатся все одной меры (см. Графитовые тигли). Этот способ пригоден для тиглей небольших размеров, если же требуются большие горшки, напр. для варки стекла, тогда поступают так: на столе, покрытом холстом или рогожею, выбивают колотушкою дно желаемой толщины и вокруг него устанавливают форму тигля, обложив ее прежде мокрым холстом. Мастер входит в форму и утаптывает дно ногами, от центра к окружности, заставляя известную часть глины приподняться и образовать нижнюю часть стенок тигля; потом уже руками приклепываются к верху нужные части стенок до самого верха, наблюдая, чтобы стенки имели желаемую толщину. Когда при высыхании горшок побелеет весь, его кладут на бок на верхней полке; тут он высыхает окончательно. Летом горшки поспевают в 4 недели, а зимою в 6 недель (см. Стеклянное производство). б) Черепица. Она бывает весьма разнообразной формы и величины; но все видоизменения представляют собою 2 типа: плоская и желобчатая. Плоская черепица обыкновенно длины 12-18 дюйм.; ширина 6-8 дюйм. и толщ. ½ — ¾ д., приготовляется различным образом (см. Черепица). — в) Изразцы. Выделка изразцов начинается с приготовления из комьев поднесенной глины пластинок, скалок и ободов. Первые изготовляются на формовальных колодках требуемого рисунка, если это будут изразцы карнизные, а ободки — на Г. станке, описываемом при формовке горшков. Для выделки изразцов имеются 4 колодки, с помощью которых можно выделать все сорта изразцов. Колодки делаются из березовых досок, должны быть гладко выструганы и карнизы опилены. Деревянная лопатка, нож и тонкая проволока довершают остальной инструмент. Сборку отдельных частей изразцов делают так: на колодку кладут пластинку и на нее накладывают обод, который вдавливают лопаткою или приколачивают до той поры, пока высота обода не сделается требуемой меры, и тогда изнутри и снаружи обод обкладывается скалками или лентами, которые работник прижимает для соединения в одно целое с отвесными его стенками, придавая им желобчатую форму. Остается только в поперечных стенках обода сделать гвоздем отверстия для вкладывания железных анкеров при связке печей и отнести изразец в сушильню. Формовка украшений делается одновременно со сборкою изразцов в особых гипсовых или деревянных формах, в которых вытискиваются изразцы с требуемыми на их поверхности изображениями с помощью пресса. Сушка изразцов продолжается от 4 ½ — 5 суток. После сего поверяют линейкою правильность лицевой плоскости изразца, если нужно стругают, а углубления заполняют теми же стружками, смоченными водою. г) Дренажные трубы формуются редко руками, а по большей части машинами; размеры их бывают различны — от 1 до 21 дюйма в диаметре, при толщине стенок от 1/2 до 2 дюймов с муфтами. Во Франции в большом употреблении ручная машина в сельском хозяйстве. Она состоит из ящика, в который накладывается глина и движется сверху вниз поршень, нажимаемый рычагом, которого конец может быть укреплен к стене или дереву. В одной из стенок ящика имеется отверстие, в которое вставляются формы труб нужного диаметра; при нажимании рычага поршень давит на глину, которая выходит из сказанного отверстия ящика и формы в виде трубы, для принятия которой лежит ряд смоченных водою деревянных валиков, по которым легко движется труба. Для разрезания опускается рама с натянутыми проволоками, составляющая принадлежность машины (подробнее см. статью: Трубы гончарные и дренажные).

д) Горшки. Выделка производится на гончарном станке (фиг. 2) — инструменте очень древнем, так как устройство его было известно египтянам еще за 1900 л. до Р. X. Это стол на 4 ногах, книзу раздвинутых и соединенных перекладинами.

Фиг. 2. Гончарный или горшечный формовочный станок.

В одной из них укреплен чугунный пятник, в котором вращается вертикальный железный четырехгранный стержень. На нижнем его конце насажен наглухо деревянный круг диам. 1 арш. 2 вершк., а на верхнем конце его, проходящем и укрепленном к верхней доске стола, насажен наглухо небольшой деревянный кружок, на котором и производятся все работы. Ногами рабочий поворачивает в любую сторону нижний круг, а руками на верхнем кружке придает глине желаемую форму. Чтобы сделать совершенно ровную поверхность горшка, обтачивают его деревянным ножом, потом срезают с формовального круга ниткою, снимают и относят в сушильню или оставляют в том же помещении, наблюдая, чтобы сырые горшки стояли на нижней полке до тех пор, пока не окрепнут так, что от давления пальца не будет оставаться знаков; гончары говорят в таком случае, что горшки провяли. Такие горшки ставятся на верхнюю полку, где и стоят до тех пор, пока не начнут при ударе палочкой издавать чистого звука, после чего ставятся на печь, где и остаются уже до самого обжига. Формовка горшков, из которых делаются легкие перегородки (нежилых помещений) и своды, производится на том же станке. Горшки этого рода имеют коническую или цилиндрическую форму. В них бывает одно дно квадратное, другое круглое, в которых делаются отверстия для предупреждения, дабы не лопались при обжиге. Для лучшей связи с раствором на наружной поверхности таких горшков делаются рубцы. Размеры их бывают от 4 ½ до 10 дюйм. выс. и от 4 ½ -5 ½ в диаметре.

е) Терракота. Для производства архитектурных украшений из глины (капителей, кронштейнов, консолей и пр.) сперва изготовляется модель из дерева или чугуна. По ней отливают из гипса форму, которую хорошо изнутри пропитывают маслом и начинают набивку в нее глиняной массы. Сложные изделия делаются частями и уже потом примазываются одна к другой. По осторожной высушке изделия подлежат обжигу. Выделываемые под этим названием терракотовые плитки для полов покрываются еще слоем в 1/3 дюйм. толщ., наиболее крепким (после обжига), разных цветов и составляющим особенность разных заводов. Лучшие изделия выделываются в Бельгии; у нас очень хорошие произведения этого рода выделываются на нескольких заводах.

ж) Каменная посуда делается из огнеупорной глины, содержащей 74% кремнистых частей, или из жирной лепной, содержащей 60% кремнезема. Глина эта фиолетового или голубого цвета, а изделия из нее серого, бурого и белого цветов; отличаются от глиняных горшков раковистым и зернистым изломом, непроницаемостью для воды; выдерживают без изменения быстрые перемены погоды; нечувствительны на действия разного рода химических составов, легко вынося без изменения формы температуру выше ярко-красного каления, и обладают при незначительной толщине большою твердостью. Для заводов каменная посуда бывает натурального желтовато-красного цвета, для общежития же — разных цветов, от светлых до черного.

V. Обжигание Г. изделий производится в троякого рода печах: а) стоячих; б) лежачих, называемых закальными, и 3) горнах. В стоячих, или этажных, печах обжигаются каменная посуда, фаянс, фарфор и пр.; в лежачих — обыкновенные простые Г. изделия, не требующие сильной закалки, а в горнах — горшки. Стоячая печь обыкновенно цилиндрической формы, покрыта сводом и имеет дымовую трубу (см. Фарфор). Лежачая, или закальная, печь представлена на фиг. 3 в статье Глина. Кроме этих печей, употребляют еще особого рода, называемые горном, служащие для обжига простых гончаров. Горн всегда строится в земле, и жар проводится особым каналом. Он строится или в берегу реки, или в боках оврагов и состоит из 2-х рукавов, встречающихся под прямым углом. Горизонтальный рукав служит вместо топки, а вертикальный наполняется гончарами. Обжигание производится так: сухие горшки ставятся в горн друг на друга так, что в горне образуется несколько правильных рядов, а иногда и без всякого порядка. Хотя в последнем случае горшки обжигаются и лучше, но зато в печь входит их очень немного. Когда горн наполнен горшками, то верх его засыпают горшечным ломом и потом разводят слабый огонь сырыми дровами; такой огонь называется куревом и поддерживается, пока не прекратится отделение паров, после чего огонь усиливают до красного каления. В этом огне горшки находятся в течение 6 часов, а потом верх горна засыпают песком, а топку замазывают глиною и так оставляют на 2 суток. После этого времени делают в топке отверстие, которое постепенно увеличивают, и наконец раскрывают верх горна и вынимают готовые горшки. Описанный способ — самый первобытный, как и изделия, из него получаемые. Некоторое улучшение заключается в муравлении, т. е. покрытии внутренней поверхности горшков нерастворимою блестящею корою. Это делается так: во время обжигания горшков в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на горшки в виде стекловидной массы (см. Глазурь). При обжигании соблюдается общее правило, чтобы температуру в печи в начале держать весьма долго низкою, и уже когда изделия получат совершенно чистый звон, то температуру начать возвышать медленно до красного каления; потом поднимают ее до белого каления и в этом жару продерживают от 18 до 36 час. Через отверстие в печи, заткнутое пробкою из огнеупорной глины, наблюдается действие огня, и по вкладываемым туда малым образцам судят о степени обжига всей печи. По окончании обжига огонь тушат и запирают печь на 4 или на 5 дней для остывания, после чего печь разгружают и вынутые изделия сортируют на 4 отдельных сорта. Первый сорт составляют изделия отличной выделки, правильной формы, чистоты рисунка, не имеющие трещин, пятен, царапин и неправильных оттенков красок; второй сорт — с очень малыми недостатками, но во всяком случае изделия очень хорошей отделки; третий сорт, брак, составляют изделия нечистой отделки, покоробленные, с испорченной или неровной глазурью, но могущие быть употребленными в дело, и четвертый сорт — совершенно негодные, изломанные и проч., употребляемые как шамот.

VI. Некоторые изделия Г. производства не покрываются поливою, напр. огнеупорные кирпичи, лещади, черепица, горшки, терракота и т. п., остальные же обыкновенно покрываются глазурью (см.). Глазурование делается для того, чтобы глиняные изделия не напитывались жидкостью, которая в них содержится, или падающею, или же окружающей их влагою. Дешевые Г. изделия покрываются глазурью в сыром виде и обжигаются одновременно. Действие это называется муравлением; оно состоит в том, что во время обжигания в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на изделия, и там, где она сядет, глина с составными своими частями и солью образует легкоплавкое соединение, род стекла, назыв. муравою. Второй способ покрытия глазурью состоит в том, что состав поливы толкут в мелкий порошок, просеивают и посыпают им изделия, обыкновенно грубой выделки, напр. необожженные трубы, черепицу, горшки и пр. До посыпки изделия обмазывают мучным клейстером, а потом обжигают. Третий способ состоит в обливании поливою, разведенною до густоты сливок. Этим способом покрываются изделия непористые, следовательно твердые, мало всасывающие в себя воду, напр. англ. фарфор и некоторые сорта фаянса. Способ обливания дает возможность внутреннюю глазурь делать отличною от наружной. Наконец, четвертый способ заключается в погружении изделий фарфоровых и фаянсовых в глазурную массу. Bce изделия этого рода первоначально слабо обжигаются, не теряя способности впитывать в себя воду. Полива, растертая в мельчайший порошок, с водою образует молоко, в котором погруженные изделия впитывают в себя воду, твердые же частицы поливы осаждаются плотно на поверхность, приставая к ней очень сильно. На глазури иногда делают живописные рисунки металлическими красками, растертыми на скипидаре. Для укрепления таких красок нужно глазурь расплавить, а для этого изделия обжечь еще в 3-й раз. Чтобы при этом краски не полиняли от действия огня, обжигание делают в особой камере, называемой муфелем (см. Фарфор и Фаянс).

Э. Л. Фрик. Δ.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна