Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Дистервег (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (29.10.1790, Зиген, Вестфалия, — 7.7.1866, Берлин), немецкий педагог-демократ. В 1812—20 преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Эльберфельде, затем — директор учительской семинарии в Мёрсе (1820—32) и Берлине (1832—47). Д. стремился к объединению немецкого учительства: в 1831—41 создал в Берлине 4 учительских общества, в 1848 избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза». Д. издавал педагогический журнал «Rheinische Blätter für Erziehung und Unterricht» (1827—66) и ежегодник «Pädagogisches Jahrbuch» (1851—66). Выступал в нём против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юноше ства в духе религиозной нетерпимости. После подавления Революции 1848 был уволен прусским правительством в отставку за «опасное вольнодумство», но продолжал литературную и общественно-политическую деятельность. В печати и с трибуны палаты депутатов, куда он был избран от берлинского учительства, Д. боролся с изданными прусским правительством в 1854 реакционными школьными законами.

  Д. — автор учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Наиболее известная работа Д. — «Руководство к образованию немецких учителей» (2 тт., 1835).

  Последователь Песталоцци, Д. творчески развил его педагогическое учение и популяризировал его среди немецкого учительства. Основными принципами воспитания Д. считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Под природосообразностью он понимал возбуждение врождённых задатков ребёнка в соответствии с заложенным в них стремлением к развитию. Д. не понимал социальной сущности воспитания, его зависимости от политики господствующего класса. Но выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребёнка, но и с уровнем культуры данного времени и страны, т. е. с изменяющимися социально-историческими условиями. Самодеятельность Д. считал решающим фактором, определяющим личность человека, всё его поведение. В развитии детской самодеятельности он видел непременное условие всякого образования.

  Д. разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил. Выдвинул ряд требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными учебными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний, воспитывающего характера обучения.

  Педагогические идеи Д., его учебники оказали положительное влияние на развитие народного образования в Германии и получили распространение далеко за её пределами. Передовые русские педагоги 60-х гг. 19 в. П. Г. Редкин, Н. Ф. Бунаков, Н. А. Корф, И. И. Паульсон высоко оценивали учение Д.

  В ГДР учреждена медаль имени Д., которой награждаются заслуженные учителя.

 

  Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1—10 (издание продолжается), В., 1956—69; Schriften und Reden, Bd 1—2, B. — Lpz., 1950; в рус. пер. — Руководство для немецких учителей, М., 1913; Избранные педагогические сочинения, М., 1956.

 

  Лит.: Пискунов А. И., Дидактические взгляды Адольфа Дистервега, «Советская педагогика», 1956, №1; Соколова М. А., Борьба А. Дистервега за единую школу и за освобождение школы от надзора церкви, там же, 1960, №10; Siebert Н., Adolf Diesterweg. Seine Bedeutung für die Entwicklung der Erziehung und Bildung in Deutschland, B., 1953.

  В. А. Ротенберг.

 


А. Дистервег.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна