Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Диатоника (от греч. diatonikós, буквально — растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от diá — через, вдоль и tónos — тон), семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны средневековые лады, натуральные лады, включая широко распространённые ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор).

  К области Д. принадлежат также лады и ладовые образования, которые могут трактоваться как часть диатонического звукоряда — пентатоника, средневековые гексахорды, ряд тетрахордов и трихордов. Все такие лады состоят только из тонов и полутонов. Диатоническими являются и любые интервалы и аккорды, которые могут быть образованы из звуков диатонических ладов.

  Д. составляет основу ладового мышления в народной и профессиональной европейской музыке. В более широком смысле к Д. относят любые лады, не включающие хроматизмов, т. е. повышений или понижений основных ступеней. Это условно-диатонические лады (гармонический и мелодический минор и мажор и др.), переменно-диатонические лады. В некоторые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увеличенная секунда.

  Недиатонические элементы могут образовываться не только с помощью введения в Д. хр оматизмов, но также и смешением разнородных диатонических элементов в одновременности и в последовании (полидиатоника). Ладогармоническое мышление современных композиторов часто бывает полидиатоничным.

 

  Лит.: Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Сохор А., О природе и выразительных возможностях диатоники, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 4, М. — Л., 1965; Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, 3 изд., М., 1966; Переверзев Н., Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Берков В. О., Гармония, 2 изд., М., 1970; Vincent J., The diatonic modes in modern music, Berk. — Los Ang., 1951.

  Ю. Н. Холопов.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна