Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большой энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Варнгаген-фон-Энзе, Рахиль Антония Фредерика

(урожденная Левин-Маркус) — жена Карла Августа В. (см.) и сестра поэта Луи Роберта (см.), одна из замечательнейших женщин первой четверти этого столетия. В течение с лишком 30 лет она служила центром, притягивавшим к себе симпатии всего, что было за этот период выдающегося в Германии в сфере литературы, искусства, науки и общественной деятельности. Многочисленный список ее друзей, в котором значатся имена Фридриха Шлегеля, Вильгельма Гумбольдта, Шеллинга, Фихте, Гуцкова и др., свидетельствует о разносторонности и богатстве ее натуры, сохранившей до старости ту своеобразную женственную грацию, которая воодушевила Гейне посвятить ей, 50-летней старухе, свое знаменитое лирическое интермеццо, и которую Виктор Гюго приветствовал в своих "Orientales".

Рахиль родилась в Берлине, в еврейском семействе, в 1771 г. Невесело протекли годы ее детства и молодости. Отец, нисколько не заботясь об ее образовании, старался суровым обращением подавить капризные причуды впечатлительной и богато одаренной девочки; но, к счастью, ему не удалось убить ее одновременно и нежную, и гибкую индивидуальность. Только со смертью отца Рахиль, живя при матери, получила простор, и перед ней раскрылись (1795) двери того нового, нарождавшегося в Германии интеллигентного общества, которое, отбросив средневековые кастовые и религиозные предрассудки, было воодушевлено идеалами свободы, нравственной красоты и прогресса. Но в личной жизни ее ждали разочарования. Дважды избранники сердца Рахили оказывались недостойными ее любви. Дружба также подвергла ее тяжелому испытанию: принц Прусский Луи-Фердинанд (племянник Фридриха Великого) — рыцарски благородная и художественная натура, — с которым ее связывали долголетние, искренне товарищеские отношения, погиб жертвой своей безумной отваги в стычке с французскими гусарами. Все это наложило на Рахиль ту печать страдания, которая сделала ее такой чуткой и отзывчивой к чужому горю. Во время войны за независимость Германии она выказала много самоотвержения и участия к раненым и больным в госпиталях; точно так же в 1830 г., во время холеры в Берлине, Рахиль не бежала, подобно многим, и горячо предалась делу помощи больным. Сорока двух лет от роду она вступила в супружество с Карлом В. фон Энзе, который был на 14 лет моложе ее и в продолжение многих лет искал ее руки. В течение 19-летней супружеской жизни Р., как и прежде, продолжала оказывать неотразимое влияние на его литературную деятельность, будучи его другом, советницей и вдохновительницей лучших его произведений. Переезжая с ним из Берлина в Карлсруэ, Париж, Вену и Прагу, она всюду собирала вокруг себя самое блестящее литературное общество. Глубокий след, который она оставила в истории умственной жизни Германии, объясняется преимущественно тем, что она первая в Берлине поняла и возвестила значение Гете. Замечательно, что, при всем безграничном обожании, Рахиль всего дважды в жизни мельком виделась с ним, и несмотря на то, что после первого свидания (в Теплице, 1795) она знала из писем ее друзей, что Гете очень тепло отзывался о ней, сдержанная Рахиль, в противоположность экспансивной энтузиастке Беттине (см. это имя), не делала никакой попытки вступить с ним в переписку. Только через 2 0 лет (1815) Рахиль во второй и последний раз виделась с ним, когда Гете, во время пребывания около Франкфурта, узнав, что она находится по соседству, посетил ее. Может быть, скромность и сдержанность — а по мнению Брандеса, отсутствие пластического творческого таланта — помешали Рахили дать художественно-литературную форму тому богатству идей и глубокому пониманию природы и людей, которые живым ключом били в ее устной беседе. Только изданная мужем ее после ее смерти (1833) переписка пролила свет на эту оригинальную натуру: "Rahel, ein Buch des Andenkens für ihre Freunde" (1833). За этим изданием последовала "Galerie v. Bildnissen ans Rahels Umgang und Briefwechsel" (2 т., 1836); позже появились: ее переписка с Д. Вейтом (2 т., 1861) и "Aus Rahels Herzeusleben" (письма и дневник), изд. племянницей К. Варнгагена ф. Энзе — Людмилой Ассинг. Ср. Brandes, в 6-м т. "Die Litteratur d. XIX Jahrh." (1891).








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна