Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Гребной винт, наиболее распространённый судовой движитель. Состоит из насаживаемой на гребной вал ступицы с лопастями, расположенными на равных угловых расстояниях одна от другой, под некоторым углом к продольной оси вала (рис. 1).

  Различают Г. в. цельные, с лопастями, отлитыми или отштампованными вместе со ступицей, со съёмными лопастями, с поворотными лопастями (т. н. винты регулируемого шага, у которых шаг может быть изменен поворотом лопастей во время движения судна, чем изменяется скорость и направление движения судна, при неизменных направлении и скорости вращения Г. в.).

  Основные геометрические характеристики Г. в.: диаметр D — удвоенное расстояние от оси до наиболее удалённой в радиальном направлении точки лопасти; шаг Н винтовой поверхности, образующей лопасти; шаговое отношение H/D; дисковое отношение — отношение площади поверхности всех ло пастей к площади окружности диаметром D; число лопастей Z и форма сечений лопастей соосными с Г. в. цилиндрическими поверхностями. Диаметр современных Г. в. — 0,2—0,3 м у моторных лодок, до 10 м у крупных танкеров, шаговое отношение — в пределах 0,4—2,0, дисковое отношение — 0,3—1,2, число лопастей от 2 до 8, чаще применяют 3—5-лопастные Г. в. (рис. 2). Изготовляют Г. в. из латуни, бронзы, чугуна, стали, пластмасс.

  Принцип действия Г. в. тот же, что и воздушного винта. В основе современных методов расчёта Г. в. лежит вихревая теория Н. Е. Жуковского, однако расчёт Г. в. усложняется значительно большей, чем у воздушных винтов, шириной лопастей и возникновением кавитации. Г. в. и корпус судна гидродинамически взаимодействуют, вследствие чего потребляемая Г. в. мощность зависит от формы обводов корпуса судна и расположения Г. в. относител ьно корпуса.

 

  Лит.: Лаврентьев В. М., Судовые движители, М. — Л., 1949: Басин А. М., Миниович И. Я., Теория и расчёт гребных винтов, Л., 1963; Кацман Ф. М., Кудреватый Г. М., Конструирование винто-рулевых комплексов морских судов, Л., 1963.

  И. Я. Миниович.

 


Рис. 1. Размещение гребного винта в корме судна: 1 — ступица; 2 — лопасть; 3 — пятка ахтерштевня; 4 — руль судна.


Рис. 2. Цельный 5-лопастный гребной винт.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна