Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Глубинная психология (нем. Tiefenpsychologie), обозначение ряда направлений современной зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим на «поверхности» сознания. Границы Г. п. не поддаются чёткому определению; она охватывает разнообразные течения и школы (учения З. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, эгопсихология, неофрейдизм и т.д.). В трактовке мотивов поведения человека активную динамическую роль Г. п. отводит бессознательным мотивациям (см. Бессознательное), которые изучаются специфическими для Г. п. методам и (приёмы психоанализа, метод свободных ассоциаций, прожективные тесты, метод психодрамы). Возникнув из потребностей психотерапии, Г. п. сохраняет связи с медицинской психологией. Со своей стороны, она стимулировала развитие новой отрасли медицины, рассматривающей значение психологических факторов в соматических заболеваниях (т. н. психосоматическое направление в медицине). Однако патологические состояния психики трактуются в Г. п. не как болезни в обычном понимании, а как выражение общечеловеческих трудностей и психических конфликтов, принявших лишь резко выраженную открытую форму. Так, Фрейд, исходя из клинической практики, выдвинул представление о бессознательных психических механизмах, лежащих в основе неврозов, сновидений, ошибочных действий и т.д. Эти феномены он объяснял как «компромиссное образование», отражающее конфликт между бессознательными влечениями и установками сознательного «Я» (или как результат столкновения двух принципов психической деятельности — «принципа удовольствия» и «принципа р еальности»). Фрейд сформулировал основную систему понятий Г. п. (вытеснение, символизация, фиксация, регрессия и др.). Адлер выделяет в качестве главного мотива стремление индивида к самоутверждению («воле к власти»). Система Адлера стала одним из источников позднейших «культурно-социологических» течений Г. п. (главным образом в США — К. Хорни, Э. Фромм, Х. Салливан и др.). С др. стороны, Юнг расширяет представление о структуре и функциях бессознательного, которое у него включает также коллективное бессознательное. Учения Фрейда и Юнга получили довольно широкое распространение и за пределами собственно психологии, в истории культуры, в частности юнговское истолкование мифов, символов, религиозно-магических обрядов как образов коллективного бессознательного (архетипов). Реакция на преувеличенный интерес к бессознательному проявилась в т. н. эгопсихологии (получила развитие с 1940-х гг. прежде всего в США — Х. Хартман, П. Федерн и др.), выдвигающей на первый план значение сознательное «Я» (Эго). В последнее время особенно развились новые направления Г. п., находящиеся под прямым воздействием философских концепций феноменологии и экзистенциализма (главным образом в Швейцарии и ФРГ, например «экзистенциальный анализ» Л. Бинсвангера, Швейцария и др.). Наряду с тенденцией к интеграции Г. п. с философской антропологией (например, в медицинской антропологии немецкого физиолога В. Вайцзеккера) характерны истолкования Г. п. в духе неотомизма («новая венская школа») и др. Течения Г. п. в США в значительной степени находятся под влиянием неопозитивизма и бихевиоризма; попытки синтеза различных течений Г. п. (Р. Манро и др.) не увенчались успехом. При оценке Г. п. как неоднородного и сложного комплекса следует отличать выдвинутые ею методы терапии, некоторые установленные новые факты из области психологии бессознательного от их философско-теоретических истолкований, которые часто имеют иррационалистический или механистический характер.

 

  Лит.: Морозов В. М., Глубинная психология и психиатрия, «Журнал невропатология и психиатрии им. С. С. Корсакова», 1958, т. 58, в. 11; Современная психология в капиталистических странах, М., 1963; Какабадзе В. Л., Понятие бессознательного в глубинной психологии, в сборнике: Проблемы сознания, М., 1966; Munroe R., Schools of psychoanalytic thought, N. Y., 1956; Wyss D., Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anfängen bis zur Gegenwart, 3 Aufl., Gött., 1970.

  Д. Н. Ляликов.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна