Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Гёльдерлин, Хёльдерлин (Нölderlin) Иоганн Кристиан Фридрих (20.3.1770, Лауфен, — 7.6.1843, Тюбинген), немецкий поэт. Изучал богословие в Тюбингене (1788—93) одновременно с Г. Гегелем и Ф. Шеллингом. В 1794—95 жил в Йене, где слушал лекции И. Фихте и познакомился с Ф. Шиллером и И. В. Гёте. Положение полунищего гувернёра и особенно безнадёжная любовь к жене банкира Сюзетте Гонтар (названной им в стихах Диотимой) тяжело отразились на душевном состоянии поэта. Однако Г. продолжал работать над стихами и переводами. В 1806 был помещен в психиатрическую лечебницу.

  В 80-е гг. поздний представитель «Бури и натиска» (стихи «Лавровый венок», «Густав Адольф» и др.), Г. к началу Великой французской революции создаёт поэзию, проникнутую осознанной гражданственностью. В «Гимнах к идеалам человечества» (1790—97) — образцах революционного просветительского классицизма Г. выражает стремление к борьбе ради торжества свободы. Надежда, что Ве ликая французская революция станет источником прогрессивных перемен и в феодально-раздробленной Германии, утрачена поэтом после термидорианских событий. С середины 90-х гг. поэт обращается к руссоистскому пантеистическому культу природы («К природе»), стремится философски понять противоречия послереволюционной действительности («Песнь судьбы Гипериона», «Человек», «Ванини», «Глас народа»). Его идеалом становится гуманистическая утопия в духе Эллады («Диотима», «Плач Менона по Диотиме», «Архипелаг»). На рубеже столетий в поэзии Г. появляются элегические тонкие аллегорические образы Любви и Страдания, мотивы безнадёжного одиночества. Трагична судьба его героев, романтических бунтарей в лирическом романе «Гиперион, или Отшельник в Греции» (1797—99), и в трагедии «Смерть Эмпедокла» (1798—99, рус. пер. 1931). Новатор стиха, Г. оказал влияние на немецкую поэзию 20 в. Элементы мистики, проявившиеся в поздней поэзии Г., были использованы буржуазной критикой для искажения его творческого облика. Советские литературове ды и учёные ГДР освещают творчество Г. как переходное явление от Просвещения к прогрессивному романтизму.

 

  Соч.: Samtliche Werke, Bd 1—6, Stuttg., 1946—61; в рус. пер. — Сочинения, М., 1969.

 

  Лит.: Луначарский А. В., Социология и патология в истории литературы, «Литературный критик», 1935, № 12; Берковский Н. Я., Ф. Гельдерлин, «Вопросы. литературы», 1962, № 1; Becher J. R., Über Literatur und Kunst, B., 1962, S. 865—71; Leonhard R., Vorwort, в кн.: Hölderlin J., Ein Lesebuch für unsere Zeit, Weimar, 1956, S. 7—56; Michel W., Das Leben F. Hö1derlins, Fr./M., [1967].

  Г. С. Слободкин.


И. К. Ф. Гёльдерлин.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна