Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Гараж (франц. garage, от garer — поместить под прикрытие, убрать), здание или комплекс зданий и сооружений для хранения, технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта. Г. как новый тип архитектурного сооружения появились в 1-й половине 20 в., с началом массового производства автомобилей. Г. строятся для грузовых, легковых и специализированных автомобилей (санитарных, пожарных и др.), автобусов и для смешанного парка, включая мотоциклы и мотороллеры. Характер гаражного строительства, а также оборудование Г. в СССР определяются следующими особенностями: организацией в государственном масштабе автотранспорта общего пользования для грузовых и пассажирских перевозок; концентрацией автотранспорта в крупных автотранспортных предприятиях, позволяющей специализировать их по характеру выполняемой транспортной работы и механизировать процессы технического обслуживания автомобилей; системой планово-предупредительного технического обслужива ния и ремонта автомобилей.

  Различают Г.-стоянки, предназначенные для хранения автомобилей и выполнения несложных операций по ежедневному обслуживанию (ЕО), например осмотр, заправка и мойка, и Г. комплексные, в которых дополнительно осуществляются профилактические и ремонтные операции по техническому обслуживанию (ТО-1 и ТО-2) и текущему ремонту автомобилей (включая замену некоторых узлов и агрегатов). Такие комплексные Г. (рис. 1) состоят в основном из трёх производственных зон: хранения, технического обслуживания и ремонта.

  По расположению относительно поверхности земли различают Г. наземные, полуподземные и подземные. Нередко встречаются комбинированные решения, когда один или несколько этажей Г. размещаются ниже уровня земли, а остальные возводятся над землёй. Для грузовых автомобилей и автобусов Г., как правило, возводятся одноэтажными. Объёмно-пространственные решения большинства типов Г. близки к зданиям промышленной архитектуры, использующей большепролётные и безопорные (или с малым числом опор) перекрытия. В многоэтажных Г. для перемещения автомобилей по вертикали используют прямые или криволинейные рампы, полурампы (когда одна часть Г. смещается по отношению к другой на половину высоты этажа), наклонные полы в сочетании с различными видами рамп или без них, а также механические подъёмники, лифты различных типов (лифты-шахты, лифты непрерывного действия, подъёмники карусельного типа и др.). Наряду с отапливаемыми многоэтажными Г. в районах с тёплым, сухим климатом часто строятся т. н. Г.-этажерки — неотапливаемые, без ограждающих стен (рис. 2). Рампы, характер ограждающих стен (барьеры, решётчатые ограждения, ленточное остекление и др.) придают зданиям Г. характерный архитектурный облик.

  Вместимость Г. колеблется в значительных пределах — от одноместных боксов или блоков-боксов до многоэтажных сооружений, рассчитанных на 300, 1000 и более автомобилей. К Г. малой вместимости относятся сооружения до 50 мест, средней вместимости —от 50 до 300 мест, больш ой вместимости — более 300 мест (рис. 3). Скопление в городах большого количества автомобилей делает строительство и плановое размещение Г. частью общих архитектурных и градостроительных проблем.

 

  Лит.: Давидович Л. Н., Проектирование предприятий автомобильного транспорта, М., 1967; Baker G. Н., Funaro В., Parking, N. Y., 1958: Sill 0., Parkbauten, Wiesbaden — B., 1968.

  Г. E. Голубев, М. М. Шахнес.


Рис. 1. Схема планировки комплексного гаража: I — контрольно-пропускной пункт; II — мойка автомобилей; III — производственный корпус; IV — открытая стоянка автомобилей; V — котельная; 1 — линия ЕО; 2 — линия ТО-1; 3 — зона ремонта и ТО-2; 4 — кузнечно-рессорный, жестяницкий и сварочный участки; 5 — агрегатный и слесарно-механический участки; 6 — склад масла; 7 — склад запчастей, агрегатов и материалов; 8 — шинно-м онтажный участок; 9 — склад резины; 10 — аккумуляторный участок; 11 — отделение ремонта электрооборудования и топливной аппаратуры; 12 — столярный и обойный участки; 13 — малярный участок; 14 — административные и бытовые помещения.


Рис. 3. Схема объёмно-планировочного решения многоярусного гаража-стоянки (продольный разрез и план первого этажа): 1 — въезд; 2 — выезд; 3 — топливозаправочные колонки; 4 — помещения для клиентов; 5 — посты мойки и технического обслуживания; 6 — туалетные; 7 — рампы; 8 — лестница; 9 — стоянки автомобилей.


Рис. 2. Гараж-стоянка на 550 автомобилей в г. Солт-Лейк-Сити (США). 1950-е гг. Архитектор Л. Фаррант.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна