Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Ганслик, Ханслик (Hanslic) Эдуард (11.9.1825, Прага, — 6.8.1904, Баден, близ Вены), австрийский музыкальный критик. Ученик чешского композитора В. Я. Томашека. Окончил юридический факультет Венского университета. С 1856 приват-доцент Венского университета по истории и эстетике музыки, с 1861 профессор. В трактате «О музыкально-прекрасном» (1854) Г. выступил как теоретик формализма, заявляя, что «содержание музыки — движущиеся звуковые формы», что музыка может изображать только динамическую сторону чувств, отрешённую от их содержания и вслед за философом И. Кантом утверждал, что «прекрасное не имеет цели, ибо оно есть чистая форма». Под влиянием критики Г. признал неудовлетворительной аргументацию, данную в книге и в дальнейшем занялся историей музыки. Формалистический подход сказался и в критических статьях, которые Г. публиковал с 1846. В них он выступал против Р. Вагнера и Ф. Листа, недооценивал творчество выдающихся композиторов 19 в. (Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Дж. Верди и др.), нападал на многие крупнейшие явления русской музыки.

 

  Соч.: Geschichte des Concertwesens in Wien, Bd 1—2. W., 1869—70; Aus dem Concertsaal. 2 Aufi., Münch. — B., 1886; Die moderne Oper. Kritiken und Studien, Bd 1—9, В., 1875—1900; Aus meinem Leben, Bd 1—2, 4 Aufl.. B., 1911; в рус. пер. — О музыкально-прекрасном, предисл. [Г.] Лароша, М., 1895.

 

  Лит.: Маркус С., Воинствующий формалист Э. Ганслик, «Советская музыка». 1949, № 8; его же, История музыкальной эстетики, т. 2, М., 1968.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна