|
|
источник статьи: Большая Советская Энциклопедия |
Втулка, деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы, имеющая осевое отверстие, в которое входит другая деталь. В зависимости от назначения применяют В. подшипниковые, закрепительные, переходные и др. Подшипниковая В. — деталь неразъёмного подшипника скольжения, в отверстии которой вращается цапфа вала или оси. Такая В. входит в корпусную деталь с натягом, иногда дополнительно крепится винтами. В. изготовляют из антифрикционных материалов (чугуна, бронзы, графита, пластмасс); из чугуна или стали с тонким слоем антифрикционного материала на поверхности трения; из пористых металлокерамических самосмазывающихся материалов. Применение В. в подшипниках скольжения сокращает расход дорогостоящего и обычно дефицитного антифрикционного материала (оловянистые бр онзы и баббиты), а также упрощает ремонт, сводя его к замене изношенной В. новой. Закрепительная В. служит для закрепления внутренних колец подшипников качения и других деталей на цилиндрических участках валов и осей. В. выполняется разрезной с наружной конической поверхностью и затягивается гайкой. Переходная В. служит для установки инструмента с коническим хвостовиком в шпиндель станка, имеющего отверстие большего размера, чем хвостовик инструмента. |