|
|
источник статьи: Большая Советская Энциклопедия |
«Вехи», «Сборник статей о русской интеллигенции», выпущен в Москве в 1909 группой публицистов и философов религиозно-идеалистического направления, выступивших против революции с позиций, близких кадетам (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк). Авторы «В.» считали Революцию 1905—1907 ошибкой и утверждали, что она явилась продуктом деятельности социалистически настроенной интеллигенции, которая «... была нервами и мозгом гигантского тела революции..., следовательно, ее история есть исторический суд над этой интеллигенцией» («Вехи», с. 25). Социалистически настроенная интеллигенция обвинялась в «народопоклонничестве», народническая — в ложной любви к крестьянству, марксистская — к пролетариату. Она характеризовалась как идейное «отщепенство» (см. там же, с. 160), называлась «кружковой», «искусственно выделяемой из общенациональной жизни..., «интеллигентщиной» в отличие от интеллигенции в широком, общенаци ональном, общеисторическом смысле этого слова» (там же, с. 1). Её идеология представлялась «веховцам» исторически бесплодной. Трагедия русской интеллигенции, по их мнению, состояла в том, что народ не мог принять ни её заботы о его благе, ни её представлений об идеале общественного устройства, — в принципиальной пропасти между строем народной души и эмоционально-волевыми качествами интеллигента. Резкой критике в «В.» подверглись материализм и атеизм В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Г. В. Плеханова, марксизм как идеология и политическая стратегия. Представителей материалистической и атеистической линии в философии обвиняли в философской неграмотности, в подчинении философии общественно-утилитарным целям, в надуманных представлениях о благе народа. Своим главным принципом «веховцы» считали признание примата духовной жизни над общественной — «... в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия...» (там же, с. 1). Против идеологии «В.» резко выступил В. И. Л енин, указав на её связь с русским «кадетизмом». Эта «энциклопедия либерального ренегатства», отмечал В. И. Ленин, «... охватывает три основные темы: 1) борьба с идейными основами всего миросозерцания русской (и международной) демократии; 2) отречение от освободительного движения недавних лет и обливание его помоями; 3) открытое провозглашение своих «ливрейных чувств» (и соответствующей «ливрейной» политики) по отношению к октябрьской буржуазии, по отношению к старой власти, по отношению ко всей старой России вообще» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 168). Большая часть авторов, участвовавших в «Вехах», выступили идейными противниками Октябрьской революции и в дальнейшем оказались в эмиграции.
Лит.: Ленин В. И., Еще одно уничтожение социализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25. И. Ф. Балакина. |