Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская
Энциклопедия


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Валиханов Чокан Чингисович (1835, урочище Кушмурун, ныне Семиозёрный район Кустанайской области Казахской ССР, — октябрь 1865, урочище Алтынэмель, ныне в Талды-Курганской области Казахской ССР), первый казахский учёный, просветитель-демократ, историк, этнограф и фольклорист. Родился в семье внука хана Аблая. Окончив в 1853 Омский кадетский корпус, служил в Западно-Сибирском губернаторстве. Участвовал в ряде экспедиций в Среднюю Азию и Китай. В 1858 под видом мусульманского купца В. прошёл через Тянь-Шань и жил в Кашгаре, где собирал материалы по этнографии Восточного Туркестана и истории Алтышара. В 1860—61, живя в Петербурге, близко познакомился с идеями русской революционных демократов, общался с представителями передовой демократической интеллигенции (Г. Н. Потанин, И. Н. Березин, А. В. Васильев, А. Н. Бекетов, Ф. М. Достоевский, С. Ф. Дуров).

  В. был первым казахским художником. Исполнил большое к оличество этнографически точных жанровых, портретных и пейзажных зарисовок, иллюстрировавших его научные и путевые дневники. Создал также станковые рисунки и акварели («Казахи Большой Орды», «Сартай из рода Сары Багиш» и др.).

  Научные интересы В. отличались многогранностью. В. оставил ценные исследования по истории и культуре народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая: «Очерки Джунгарии» (1861), «Киргизы» (так тогда называли казахов; опубликована 1958), «Аблай» (1861), «Записки о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства» (1904), «Западный край Китайской империи и г. Кульджа» (опубликована 1958), «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-лу (Малой Бухарин) в 1858—1859 году», «Выписка из отчета о путешествии в Кашгар поручика Валиханова» и неопубликованные дневники 1854—59. Впервые записал и перевёл на русский язык часть героического киргизского эпоса «Мамяс». Большой интерес представляют суждения В. об особенностях импровизаторского искусства акынов, видах песен, ритмике казахского стиха. В. записал народно эпическую поэму «Козы-Корпеш и Баянслу». В. осуждал произвол казахских феодалов, колонизаторскую политику царизма, пропагандировал переход казахов к оседлости и земледелию, боролся за преодоление их общественно-культурной отсталости путём приобщения к русской культуре, показывал реакционную роль религии. В., переоценивая роль просвещения и частичных реформ, полагал, что правительственные мероприятия могут содействовать переустройству жизни кочевых аулов. Оставаясь идеалистом в понимании общественной жизни, В. считал тем не менее, что конечной целью исторического прогресса является «улучшение... материального благосостояния», что «... все человеческие побуждения и мотивы обусловливаются совокупным влиянием физических и социальных условий» («Статьи. Переписка», А.-А., 1947, с. 42). Идеи В. получили развитие в работах Алтынсарина, Абая Кунанбаева и др. казахских просветителей.

 

  Соч.: Собр. соч. в пяти томах. [Вступ. ст. А. Маргулана], т. 1—4, А.-А., 1961—68.

 

  Лит.: Сегизбаев О. А., Мировоззрение Ч. Валиханова, А.-А., 1959; Забелин И. М., Чокан Валиханов, М., 1956; Чокан Валиханов в воспоминаниях современников, А.-А., 1964; Чокан Валиханов. Аннотированный указатель литературы, А.-А., 1967; ФетисовМ. И., Литературные связи России и Казахстана, М., 1956.


Ч. Ч. Валиханов. «Сартай из рода Сары Багиш». Рисунок.


Ч. Ч. Валиханов.








ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна