|
|
источник статьи: Большая Советская Энциклопедия |
Вагонетка (франц. wagonnet, уменьшительное от wagon — вагон), открытый узкоколейный ж.-д. вагон для перевозки штучных и насыпных грузов на короткие расстояния. Конструктивно В. состоит из кузова, опорной рамы (шасси), колёсных скатов и автосцепки (реже сцепки). Для штучных грузов общего назначения применяют В. в виде платформ, для сыпучих — с жестко закрепленным или опрокидывающимся кузовом, с откидными стенками и т.п. Перемещаются В. локомотивами, самокатом по уклонам или своим ходом (так называемые самоходные В.). Грузоподъёмность В. 1—5 т, в отдельных случаях 8—10м и более. В. (рис.) применяют в шахтах, карьерах, в строительстве, на внутризаводском транспорте и т.д. Кроме обычных грузовых, имеются В. специального назначения: лесодоставочные, с цистернами для воды и горючего, путеизмерительные и др., а также рудничные пассаж ирские (вместимостью 6—18 человек).
Лит.: Евневич А. В., Горные транспортные машины, 2 изд., М., 1963. А. А. Пархоменко. ![]() Вагонетка саморазгружающаяся с откидным днищем и автосцепкой. ![]() Вагонетка для внутризаводского транспорта с опрокидывающимся кузовом. ![]() Рудничная вагонетка с опрокидывающимся кузовом. ![]() Вагонетка рудничная пассажирская. |