|
|
источник статьи: Большая Советская Энциклопедия |
Бурлеска, бурлеск (франц. burlesque, итал. burlesco, от buria — шутка), 1) жанр комической, пародийной поэзии. Комический эффект в Б. определяется контрастом между темой и характером её интерпретации: либо заведомо возвышенная тема получает тривиально-бытовую трактовку и излагается подчёркнуто «низким» стилем («Большой Моргайте» Л. Пульчи, «Енеида, на малороссийский язык переложенная» И. П. Котляревского), либо «низкая» тема воплощается посредством традиционно «высокого штиля» — так называемая ироикомическая поэма (например, античная пародия на Гомера «Батрахомиомахия», «Налой» Н. Буало). В Европе Б. была особенно распространена в 17 — начале 18 вв. (например, поэма «Переодетый Вергилий» французского поэта П. Скаррона), а в России — в конце 18 в. (ироикомическая поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх» В. Майкова, травестия «Вергилиева Енеида, выворо ченная наизнанку» Н. Осипова) в качестве реакции на условную торжественность героической поэмы классицистов. Элементы Б. можно найти в «Мистерии-буфф» В. Маяковского, в сатирической поэме А. Твардовского «Тёркин на том свете». 2) Музыкальная пьеса шутливого, порой комического или причудливого характера. Родственна каприччо и юмореске. Образцы у И. С. Баха (3-я партита для клавира), Р. Шумана («Листки из альбома» для фортепьяно), М. Регера, Б. Бартока, Р. Штрауса (Б. для фортепьяно. с оркестром). 3) Маленькая шуточно-пародийная опера, родственная водевилю. Возникла в Италии, получила распространение также во Франции, в Ирландии и Великобритании. |