Парк Сильвия

(часть первая)


На головную страницу сайта / Home | К оглавлению раздела | Карта сайта / Map


 
 
 
   




 

романтический пейзажный парк | Сильвииские ворота | памятник героям-комсомольцам |Радиальное трехлучие|комплекс Ферма

Стена с воротами - не только архитектурно оформленная территориальная и композиционная граница двух парков. Это водораздел двух стилистических решений - пейзажного и регулярного. В отличие от живописно-пластической основы композиции Дворцового парка в основу планировки романтического пейзажного парка, поэтически названного «Сильвия», заложены линейность и геометризм, идущие от
регулярных барочных садов. Это наименование восходит к латинскому «silvia» - лес. Но есть еще одна мотивировка происхождения столь поэтично звучащего названия. Оно связано с французским ансамблем Шантийи, где также был район Сильвия. Примечательно, что французский парк назвали не по имени мифологического бога лесов Сильвана и не латинским словом, а в честь красавицы герцогини Монморанси, которой поэт Теофиль де Вио посвятил стихи, скрыв под именем Сильвии предмет своего вдохновения. В любом случае название «Сильвия» настраивает на особое восприятие парка, дополняющего и развивающего лейтмотивы гатчинского ансамбля.

Сильвийские ворота Сильвийские воротаЕще одна достопримечательность парка "Сильвия"Сильвийские воротаСильвийские ворота

Своего рода приглашением в Сильвию служат каменные Сильвииские ворота. Среди гатчинских ворот это одно из наиболее примечательных произведений, отмеченное структурной четкостью, уравновешенностью и поэтичностью. Ворота построены в 1792-1794 годах по чертежам Бренны под руководством К. Пластинина. Проектируя Сильвийские ворота, архитектор, очевидно, исходил из того, что в отличие от Адмиралтейских и Березовых ворот, а также портала «Маска» это не парадно-триумфальное сооружение, а именно ворота, ведущие в таинственную лесную глубину - в «сильвию». Отсюда выбор композиции, масштаба, трактовки архитектурного и скульптурного декора.

В Сильвийских воротах применено отточенное веками классицистическое построение: пилоны фланкируют трехметровую арку проезда с низким сводчатым архивольтом и замковым камнем-маскароном. Между собой пилоны связаны гладким антаблементом, над которым идет профилированный карниз. Композиция закреплена треугольным фронтоном также с профилированным обрамлением. Однако, избрав апробированную композиционную схему, Бренна сумел внести в детали те нюансы, которые определили оригинальность сооружения.

Сильвийские ворота не имеют выделенного архитрава и фриза. Поэтому фронтон кажется как бы нахлобученным. Это придает им определенную приземистость и массивность, обусловленную соотношением ширины (7,3 метра) и высоты до вершины фронтона (7,6 метра). Именно вписанность почти в квадрат создает ощущение силы и уравновешенности.

Обобщенности архитектурных форм соответствуют скупые, но тонко выверенные детали композиционной и декоративной проработки. Начиная от цоколя лицевая сторона пилонов выделена широкой прямолинейной рамкой. Каждому пилону соответствует раскреповка архитрава, карниза и рельефная «вставка» в углах тимпана. Верхняя часть арочного пролета, соответственно заглубленным выемкам по углам пилонов, окаймлена двойной профилированной накладкой, концы которой свисают по сторонам подобно кистям. Этот декоративный архитектурный мотив придает воротам сходство со своеобразной рамой живописного полотна, на котором запечатлен перспективный пейзаж. Впечатление усиливается при взгляде со стороны Дворцового парка, так как отсюда видна вмонтированная в тимпан фронтона медная доска, на которой выгравировано: «Сильвия», - она воспринимается как надпись на раме картины.

Горельефная маска - вырубленное из пудостского камня изображение мифологического жителя лесов Сильвана - является не только замковым камнем, отмечающим среднюю часть изгиба архивольта, но и как бы образным знаком-символом этого гатчинского парка. Широкое, скуластое лицо, невысокий лоб, над которым нависли густые, в тяжелых завитках волосы, широкая переносица и как-то странно расставленные глаза, плотно сжатые, с опущенными углами губы, маленькая курчавая бородка - все это воспроизведено с необычайным пластическим мастерством и чувством материала. Неизвестный скульптор сумел вложить в декоративную вещь одухотворенность и живую образность. Удивительно выражение этого загадочного лица - сосредоточенное, отрешенное. Притягателен неподвижный взор, устремленный вдаль, словно сквозь пространство и время... Пригороды Санкт-Петербурга богаты первоклассной декоративной пластикой, но этот гатчинский дух лесов – Сильван - одно из неповторимых и незабываемых произведений такого рода.

Архитектура ворот находится в полном единстве с каменной стеной, сложенной из прямоугольных блоков и завершенной плитой, выступающей подобно карнизу. Как и в других гатчинских сооружениях, впечатление усиливается фактурой пудостского камня и ритмическим рисунком вертикальных и горизонтальных швов кладки.

Вблизи Сильвийских ворот у каменной стены находится памятник героям-комсомольцам. Он посвящен 25 гатчинским подпольщикам, героически погибшим 30 июня 1942 года. Вблизи места их расстрела из стены выступает каменная стела с мемориальной надписью и именами павших. Кованые железные ветки с редкими поникшими листьями и такой же венок, осеняющие список героев, символизируют скорбную память о трагически оборванных юных жизнях. И, как утверждение вечности бытия и бессмертия подвига, рядом со стеной помещена отлитая в бронзе фигура девочки-подростка, задумчиво склонившей цветок над могилой сверстников. Гатчинский мемориальный памятник по своей лаконичности и образной выразительности один из лучших в Санкт-Петербурге. Это большая творческая удача авторов - архитектора В. С. Васильковского и скульпторов А. А. Королюка и В. С. Иванова. Памятник, открытый 25 октября 1968 года, к 50-летию Ленинского комсомола, напоминает о черных днях оккупации, об уничтожении художественных сокровищ и вместе с тем утверждает веру в силу жизни и возрождения.

Памятник героям комсомольцам-подпольщикам, расстреляным в годы окупации Гатчины. Бронзовая фигура девочки-подростка - символ памятника.Памятник героям комсомольцам-подпольщикам, расстреляным в годы окупации Гатчины.Радиальное трехлучие. Вид с Сильвийских ворот.Ферма

Сильвийские ворота, устроенные посреди стены, равной ширине парка, не только «окно», но и ключ композиции: отсюда открываются перспективы трех веерообразных разбегающихся аллей, направленных в сторону реки Колпанки, отграничивающей Сильвию от Зверинца. Левая аллея выводит к Черным воротам, средняя - к Фермерскому комплексу, а правая - в глубину парка, в сторону Птичника.

Радиальное трехлучие - один из самых коренных приемов в регулярных парках и градостроительных композициях XVII - начала XVIII столетия. Он использован в Версале, в петербургском «трезубце» (Невский и Вознесенский проспекты и Адмиралтейская улица), в Нижнем парке Петергофа.

Лучевые аллеи Сильвии заключены в рамку огибной дороги,охватывающей по периметру основную площадь парка. Эта система аллей дополняется тремя пересекающимися параллельными дорогами. Ближняя к реке Колпанке (ее можно условно назвать верхней) подходит к Руинному мосту с каскадом, средняя служит привязкой для системы аллей в глубокой речной излучине, и, наконец, нижняя выводит к воротам в Зверинец.

Пейзаж Сильвии был когда-то оживлен мрамором статуй. Документы упоминают всего две. Одной из них была скульптура женщины с лицом, закрытым драпировкой, которую исследователь искусства Ж. А. Мацулевич определила как утраченное произведение А. Коррадини, привезенное в Россию еще при Петре I.

Композиция Сильвии создавалась в течение восьми лет - с 1792 по 1800 год. Но уже в 1794 году она зафиксирована почти полностью в известном Кушелевском альбоме, куда входили и проекты. Сетка, образованная пересечением аллей, была искусно заполнена типичными деталями регулярного стиля. Здесь были различного рода боскеты, четко геометрического и изощренно усложненного рисунка лабиринты-спиральные, прямоугольные, радиально-концентрические, фигурные площадки, расположенные в углах боскетов, на общей оси или на концах перпендикулярных дорожек. Можно сказать, что архитектор В. Бренна и садовый мастер Дж. Гекет стремились максимально использовать весь богатый арсенал, накопленный в регулярных садах барочного стиля.

Средняя радиальная аллея Сильвии выводит к речке Колпанке, на правом берегу которой расположен комплекс Ферма (франц. la ferme). Французское наименование мызы прикрывало ее прозаическое утилитарное назначение скотного двора. Фермерские павильоны, здания и даже целые парки имелись во многих крупных дворцово-парковых ансамблях XVIII-XIX веков. Ферма и окружающий ее одноименный парк были созданы А. А. Менеласом в 1818-1822 годах в Царском Селе. Павильон такого же названия и назначения в Павловске построил А. Н. Воронихин, а перестроил К. И. Росси. Фермерский домик устроили в Петергофе в парке Александрия в первой четверти XIX века также по чертежам Менеласа, а в 1854 году архитектор А. И. Штакеншнейдер, преобразовав Фермерский домик во дворец, возвел вторую Ферму.

Комлекс ФермаКомлекс ФермаКомлекс ФермаКомлекс ФермаПросто трава (после стакана водки)

Обращение ведущих зодчих, работавших в загородных резиденциях, к теме фермерских и других сельских зданий не случайно: сооружая «простые», «сельские» здания, вельможные владетели стремились создать иллюзию близости к естественной, природной жизни и к сельскому быту. В подобных фермах держали породистый скот, за которым ухаживал целый штат пастухов, скотников и доярок, обеспечивавших владельцев добротными молочными продуктами. Однако просвещенные владельцы придавали «сельским строениям» облик дворцовых павильонов. Так появился ряд неординарных произведений архитектуры, гармонично связанных с пейзажным окружением. Одно из них-гатчинская Ферма, сооруженная в 1797-1798 годах, по всей видимости, по проекту А. Захарова как свободная импровизация на тему фермы в ансамбле Шантийи.

Каменное здание Фермы стоит почти у самой береговой кромки, отражаясь в зеркале плавно текущей Колпанки. Несмотря на небольшие размеры, оно кажется монументальным и вместе с тем компактным и уютным. Средняя часть в отличие от .боковых одноэтажных имеет два этажа и выделена ризалитом, сильно выступающим за линию фасада. Каждое из боковых крыльев прорезано пятью оконными проемами с рельефными фигурными наличниками, которые четко читаются на фоне гладких стен. Фасады крыльев завершаются прямолинейным карнизом, затененным свесом покатой, с переломом кровли и характерными мансардными окнами.

Средняя, двухъярусная, часть Фермы отмечена разнообразным архитектурным декором. Первый ярус - вытянутый объем. Его простенки облицованы подчеркнутой рустованной кладкой. Углы и заглубление по сторонам двери акцентированы пилястрами дорического ордера. Дверь, перед которой устроено высокое каменное крыльцо, выделена сильно профилированным выступающим сандриком. Фриз классического антаблемента декорирован триглифами. На боковых частях среднего ризалита сделаны полуциркульные оконные проемы, обрамленные наличником с веерным расположением рустов по сторонам замкового камня. Второй ярус средней части прорезан полуциркульными оконными проемами с рельефно проработанными архивольтами. Его лицевая часть завершена треугольным фронтоном, а на карнизе сильного выноса соответственно пилястрам установлены четырехгранные тумбы, создающие пластический и световой эффект. Завершением второго яруса служит пологий купол, по четырем сторонам которого у основания свода устроены мансардного типа окна - люнеты.

В центральном объеме Фермы находился купольный зал с нишами, декорированный с дворцовой роскошью, а помещения в крыльях использовались чисто утилитарно.

По сторонам здания Фермы-ледник и колодец, оформленные в виде двух небольших каменных павильонов. Особенно удачно решение колодца - четыре массивных столба, несущие четырехскатную мансардную кровлю с кованым узорным завершением.

Во всех этих трех сооружениях сочетаются черты барокко (мансардная кровля, фигурные наличники, тумбы в средней части) и классическая ордерная система и симметрия. В этом проявляется одна из характерных черт гатчинского ансамбля.

Фасад Фермы, обращенный к реке, служил своего рода парадным архитектурным занавесом, который закрывал непритязательные хозяйственные строения.

 



следующая страница




Смотрите подробности манекен ребенка на сайте. ◦ Средства промышленной автоматизации в Москве.