Дворцовый парк

(часть первая)


На головную страницу сайта / Home | К оглавлению раздела | Карта сайта / Map


 
 
 
   




 

Объемно-пространственная структура Дворцового парка | Элемент многократного панорамного обзора парка | Оригинальная особенность композиции | Планировка Дворцового парка | Английский сад | Адмиралтейские ворота | Иордань | Адмиралтейство

Комплекс гатчинских парков (Дворцовый, Сильвия, Зверинец) представляет собой совершенно самобытное творение паркостроительного искусства - уникальное триединство, объединенное руслами рек Гатчинки и Колпанки и цепью связанных с ними озер. К нему примыкает Приоратский парк, основной водной магистралью которого служит Приоратский водовод.

Адмиралтейские воротаАдмиралтейские воротаАдмиралтейские воротаИорданьОдин из столбов Адмиралтейства

Главное композиционное звено комплекса, Дворцовый парк - средоточие основных озер, множества островов, а также дворца и созвездия малых архитектурных форм.

По своей объемно-пространственной структуре Дворцовый парк отличается от родственных ему произведений садового искусства пейзажного стиля XVIII века, созданных почти одновременно в Царском Селе и Павловске и расположенных сравнительно близко друг от друга в местностях со сходным рельефом. Екатерининский парк в Пушкине сформирован у одного обширного водоема - Большого пруда; Павловский парк образован по берегам реки Славянки; Дворцовый парк в Гатчине распланирован в системе прихотливо переплетенных двух речек и нескольких озер. Эта специфическая топографическая основа продиктовала не только общий строй композиционного решения, но и планировку отдельных районов и малых садов, предопределила выбор мест для возведения дворца, мостов, ворот, прокладки аллей и устройства видовых просек.

Вытянутость территории, занятой Дворцовым парком, резкие перепады высот между как бы западающими прудами и вздымающимися грядами островов и прибрежных частей, стали тем природным мотивом, который получил разработку как естественные кулисы, закрывающие или распахивающие обзор на парковый пейзаж и его архитектурные акценты.

Изначальная ярусность рельефа подсказала зодчим необходимость возведения дворцовых башен, высоко расположенных террас, смотровых площадок на воротах и возвышенностях. Это позволило ввести элемент многократного панорамного обзора парка с высотных точек, почти с птичьего полета, каких не имеется ни в одном из пригородных ленинградских ансамблей.

Озера в системе парка также стали своеобразной ареной осмотра его пейзажей. С судов "потешной флотилии" в XVIII-XIX веках развертывались увиденные снизу панорамы живописных берегов, картинно изогнутые мосты и прибрежные строения.

Таким образом, Дворцовый парк можно воспринимать в самых различных уровнях: с глади прудов, с береговых аллей, насыпных горок и террас, с площадок на кровле Березовых ворот и, наконец, с башен дворца. Этот мотив многоярусного восприятия Дворцового парка запечатлен почти во всех произведениях изобразительного искусства, посвященных Гатчине.

Оригинальной особенностью композиции гатчинского Дворцового парка является соотношение зеленого массива и водного пространства. Из 143 гектаров общей площади почти 36 занимают озера, что составляет четвертую часть всей территории. При этом водное зеркало находится не на периферии, а включено в самую сердцевину планировки, как композиционная и образная доминанта.

Английский садАнглийский садАнглийский садАнглийский сад

Планировка Дворцового парка построена на скрещении двух умозрительных осей. Одна ось (короткая) - в направлении юг-север - проходит по центру плаца и дворца, через Белое озеро к павильону Венеры, до Березовых ворот. Вторая (длинная) идет с востока на запад - от Адмиралтейских ворот через Длинный остров до средних ворот в Зверинец. Этот планировочный прием предопределяет наиболее интересные пути осмотра парка. Если двигаться с юга, сначала предстанет монументальная кулиса-заставка - дворец, затем гряда и зеленая стена Длинного острова и далее - террасы Ботанических садов. Второе направление осмотра - от Адмиралтейских ворот - построено на панорамном раскрытии перспектив на всю глубину пространства Белого озера. Эти два основных аспекта обзора дополняются и обогащаются обходом по береговым аллеям и вторящим им дорогам в глубине парка, а также поперечными перспективами с одного берега озера на другой.

Следует обратить внимание и на такую особенность планировки Дворцового парка, которую можно определить как двойное использование одного приема. Она заключается в том, что основные принципы раскрытия парковых пейзажей остаются неизменными безотносительно к тому, начинается ли осмотр от дворца или Березовых ворот, от ворот в Зверинец или Адмиралтейских, хотя "картины" предстают в совершенно другом развороте и последовательности.

Созданный в два приема, в 1766-1783 годах и в 1783-1800 годах, в результате преемственного творчества архитекторов А. Ринальди и В. Бренны, садовых мастеров И. Буша, Дж. Гекета и Ф. Гельмгольца, Дворцовый парк удивительно гармоничен по своему построению и композиции. В этом единстве органически сочетаются пейзажный и регулярный стили, отраженные в решении отдельных садов, как бы составляющих круговую анфиладу зал огромного зеленого дворца, дополняющих и расширяющих интерьеры каменного гатчинского замка.

Основой всего Дворцового парка является пейзажньй Английский сад, включающий Белое и Серебряное озера и часть прибрежных территорий.

К Английскому саду, с двух сторон охватывая восточную часть Белого озера, примыкают регулярные сады. Это расположенный прямо у стен дворца Собственный сад, находящиеся с ним на одной оси Нижний и Верхний Голландские сады, Липовый сад, Нижний и Верхний Ботанические сады, сад Ботанической горки, Водный и Лесной лабиринты, сад на острове Любви.

Английский сад - территориально самый большой в Дворцовом парке. Только площадь Белого озера составляет 32 гектара, а длина его извилистых берегов протянулась более чем на десять километров. Английский сад включает несколько взаимосвязанных и вместе с тем художественно самостоятельных частей. Прежде всего, это Белое озеро с островами и соединенное с ним Серебряное озеро. Срединную часть Белого озера занимает цепь из четырех длинных, узких островов, связанных мостами и обобщенно названных Длинным островом. Они дополняются поперечным Захаровым островом. Острова разделяют Английский сад на левобережную и правобережную части, в каждую из которых вкраплены участки, имеющие самостоятельный художественный облик.

Панорама Английского сада открывается от монументальных Адмиралтейских ворот, название которых определено близостью к гатчинскому Адмиралтейству. Ворота расположены на границе парка и обращены на проспект императора Павла I (в прошлом Большой Пороховской, Большая перспективная дорога), являющийся частью Киевского шоссе. Поэтому аллея, идущая от них прямо к озеру, называется Городской дорогой. Таким образом, самые крупные и представительные ворота Дворцового парка служили главным входом со стороны дороги, связывавшей резиденцию с Петербургом, и одновременно были обращены к придворному городку.

По суровости облика, "циклопическому" масштабу, лаконизму монументальных архитектурных форм и материалу ворота являются образным камертоном всего ансамбля.

Адмиралтейские ворота сооружены по проекту В. Бренны в 1794-1796 годах. Это мощное строение, собранное из тесаных блоков пудостского камня, высотой 13 метров, шириной-10. В массиве ворот прорезана арка высотой 8,5 метра с упругим полуциркульным завершением. Архивольт арки подчеркнут полукружием из вертикально выложенных камней и крупным замковым камнем. По сторонам верхнего края пояса архивольта помещены два гладких выступающих треугольных панно со срезанными углами. Обычно на таких полях укрепляли барельефные доспехи или фигуры летящих Слав. Но, не желая отходить от суровой лапидарности, Бренна ограничился гладкими плитами.

Арка ворот фланкируется почти восьмиметровыми гладкоствольными колоннами с пышными коринфскими капителями, также вырубленными из пудостского камня. Колонны покоятся на стилобате с крупным цоколем и несут классический антаблемент. Ворота венчаются треугольным фронтоном, посреди которого в дубовом венке помещался вензель "П" венценосного владельца.

Профилированные части импоста, фриза и карниза выходят на торцовые стороны арки, ритмично членя по горизонтали их вертикальные плоскости, усиливая светотеневую игру. Над торцами арки находятся прямоугольные постаменты, предназначавшиеся для скульптурных композиций из воинских доспехов. В пролет арки, имеющей ширину 4,5 метра, вписана скромная кованая решетка двустворчатых ворот. Верхний ее край имеет мягкую вогнутость, образуя вместе с полукружием арки воздушный овал. Примечательно, что створки ворот венчала золоченая корона, что подчеркивало их значение как главного въезда в резиденцию.

При входе в Дворцовый парк ворота служат монументальной рамой картины, какой является вид на Белое озеро.

Прямо напротив Адмиралтейских ворот на берегу Белого озера находится миниатюрный прямоугольный водоем, обрамленный гранитным парапетом. К нему ведут три гранитные ступени. Это так называемая Иордань, для устройства которой использовали родник. Иордани - чаще всего временные деревянные ограждения на реках и прудах - устраивались для праздника крещения, которое, согласно евангельскому преданию, происходило на реке Иордан. В день такого праздника, который отмечался в январе, проводились торжественные церемонии символического освящения водой. Не замерзающий и в крещенские морозы, прозрачный родник в гранитной оправе как нельзя более подходил для этой цели в великокняжеской, а затем царской резиденции.

В планировке парка Иордань закрепляет одну из лучших видовых точек - прием, который проведен по всему ансамблю.

Незримая линия, связывающая Иордань и Адмиралтейские ворота, является композиционной осью самостоятельного участка Английского сада, называемого Адмиралтейским. Он пространственно расширяется озером, в строго определенном направлении - на своеобразную водяную сцену, которая ограничена зелеными кулисами Длинного острова слева, Пихтового острова в глубине справа и замыкающим зеленым занавесом в дальней перспективе - Захаровым островом. На этом водном пространстве вдоль правого берега Белого озера разбросана цепочка малых островов: Лебяжий, Еловый, Сосновый, Вороний, Плавучий, Березовый. Они отличаются друг от друга конфигурацией, посадками и чертами планировки.

От Иордани, придерживаясь береговой аллеи, можно обойти всю правобережную часть Английского сада, одновременно осматривая включенные в нее регулярные сады.

С Белым озером небольшим протоком связан Овальный бассейн, или Адмиралтейский ковш. На его берегу расположено строение, облик которого не раскрывает с первого взгляда его первоначального назначения. Это Адмиралтейство - место сборки, ремонта и хранения судов, вооружения и оснастки гатчинской дворцовой эскадры.

Гатчинское Адмиралтейство представляет собой крупное квадратное здание, решенное в виде единого нерасчлененного объема. Его конструктивную основу составляют 16 массивных столбов из черницкого камня, ритмично расставленных на равных интервалах друг от друга. Каждый наружный столб оживлен шестью рустами, из которых самый широкий - нижний. Четыре столба находятся внутри здания. На столбах покоятся перекрытие и стропильная система четырехскатной кровли. Между столбами закреплены узкие доски, придающие фасаду ребристую поверхность. Первоначально при помощи системы блоков и канатов эти простенки поднимались и опускались подобно парусам, открывая стапеля со стоящими судами.

Адмиралтейство, или, как его иначе называли, Голландия, появилось в парке в начале 1790-х годов. В 1795 году перед Адмиралтейством устроили небольшую гавань-ковш и короткий канал-проток.

Создание подобного рода строений шло от традиции петровского времени, когда на берегу Невы было устроено Адмиралтейство-крепость и верфь. В 1770-х годах в Екатерининском парке Царского Села на берегу Большого пруда архитектор В. И, Неелов также построил Адмиралтейство, включавшее "шлюпочный сарай". Имелась аналогичная постройка и в Павловске.

С петровского времени установился и обычай устраивать в дворцовых садах и парках небольшие гавани - "гаванцы" и ковши. Гаванец имелся в Летнем саду, перед дворцом Петра I, и в его загородной резиденции в Петергофе, перед Большим дворцом и каскадом, и перед дворцом Меншикова в Ораниенбауме. Таким образом, Адмиралтейский ковш в Дворцовом парке - один из вариантов решения архитектурной темы, характерной для паркостроения XVIII века.

Павел, которому было пожаловано звание генерал-адмирала русского флота, пожелал наряду с "потешной" сухопутной гатчинской армией иметь такой же флот. Так на просторах озер появилась эскадра из 24 судов - яхт, фрегатов, трешкоутов, яликов, гондол и специальных плотов. Малые суда использовались для идиллических или развлекательных водных прогулок, а более крупные корабли, вооруженные настоящими медными пушками, участвовали в морских экзерцициях, длившихся порой целыми днями и сопровождавшихся боевой стрельбой, абордажами, десантами и всем тем, что присуще маневрам военного флота. Морские игры велись с таким азартом, что сын Павла, будущий император Александр I, оглох от пальбы на одно ухо.

В Адмиралтействе устраивались церемонии торжественного спуска со стапелей новопостроенных кораблей. Записью в камер-фурьерском журнале зафиксировано, что 1 октября 1797 года, "в присутствии августейшего семейства", сошли на воду восьмипушечная яхта "Миролюб" и шестнадцатипушечный фрегат "Эмпренабль" (франц. imprenable - неприступный).

На многочисленных акварелях и гуашах с изображениями Дворцового парка непременно запечатлены корабли гатчинской флотилии с поднятыми парусами, развевающимися Андреевским и Адмиральским флагами, лодки с гребцами и рыбаками. Все это показывает, что гатчинские суда были не только забавой, но являлись неотъемлемой частью декоративного убранства Дворцового парка.

Примечательно, что яхта "Миролюб", обычно стоявшая у Большой террасы на фоне дворца и ставшая одной из достопримечательностей Гатчины, в 1868 году была с абсолютной точностью повторена во всех деталях, вплоть до убранства и флагов расцвечивания. Копия в натуральную величину сохранялась до 1895 года, когда постепенно разобрали всю обветшавшую флотилию.

В конце XIX века Адмиралтейство потеряло свое прямое функциональное назначение и превратилось в музей старинных корабельных моделей и редких предметов матросского и офицерского оружия, рыболовных снастей, небольших парусников и весельных судов.

В настоящее время Адмиралтейство, внешний облик которого восстановлен, по-прежнему играет главенствующую роль в миниатюрном ансамбле, в который входят это оригинальное здание, ковш-гавань и проток с переброшенным через него металлическим мостиком (в XVIII веке подъемным).

Адмиралтейский ансамбль, включенный в композицию правобережной части Английского сада, системой прямых и извилистых аллей связан с двумя регулярными Ботаническими садами, Цветочной горкой, Лесным и Водным лабиринтами.

 



следующая страница